“Ведомостям” стали известны акционеры “Международного логистического партнерства” — это структуры, близкие к предпринимателям Александру Мамуту и Виктору Вексельбергу, а также владелец украинской группы “Приват” Игорь Коломойский. Компания строит два крупных складских комплекса стоимостью свыше $250 млн.
“Мы являемся одним из акционеров МЛП с мая 2005 г.”, — подтвердил “Ведомостям” Олег Царьков, управляющий директор компании “Ренова-Капитал”, близкой к Виктору Вексельбергу, но отказался от более подробных комментариев. Но источник, близкий к МЛП, пояснил, что помимо “Ренова-Капитала” акционерами МЛП являются Александр Мамут и украинский бизнесмен Игорь Коломойский. Это подтвердили и представитель Мамута, и в днепропетровском “Приват Банке”, но от комментариев отказались. “Эти три группы владеют примерно по 30% акций, 10% принадлежит менеджменту”, — уточил источник.
“Я не готов комментировать состав наших акционеров”, — заявил “Ведомостям” гендиректор МЛП Мишель Паскалис. А источник рассказывает, что первым решил пойти в логистику Александр Мамут, а группа “Приват” и “Ренова-Капитал” появились в мае прошлого года. По словам Паскалиса, сейчас МЛП собрало $160 млн и строит два крупных складских комплекса. “Логистический терминал” в 13 км от Москвы по Ленинградскому шоссе площадью 200 000 кв. м будет построен к концу 2007 г. — инвестор планирует вложить в него около $120 млн, а складской комплекс такого же размера в Ленинградской области обойдется примерно в $135 млн.
Источник, близкий к МЛП, объясняет интерес известных бизнесменов к складскому бизнесу тем, что “потребность в логистике есть, а самой логистики нет”. Интересно, что у “Ренова-Капитала” есть логистический оператор Relogix, который в 2005 г. подписал договор с компанией Capital Partners на аренду 70 000 кв. м складов в строящемся логистическом комплексе “Пушкино”. По словам источника, пока компания заняла около 10 000 кв. м. По информации консалтинговой компании Swiss Realty Group, спрос на помещения класса А (есть железнодорожная ветка, большой шаг колонн — до 14 м, сам склад занимает 50% участка, остальное — зона для маневрирования фур) превышает предложение примерно в два раза. “Складской сегмент из всех секторов недвижимости долгое время был наиболее отсталым. Склады в поле зрения большинства девелоперов попали только два года назад. И спустя какое-то время, особенно с приходом крупных иностранных инвесторов (Raven Russia Ltd и Fleming Family & Partners), рентабельность складских помещений выросла”, — комментирует старший инвестиционный аналитик Colliers International Азамат Кумыков. Эркан Эркек, главный управляющий директор Capital Partners (строит логопарк “Пушкино” площадью 211 000 кв. м и склад на 600 000 кв. м в районе Домодедово), говорит, что самый большой дефицит — в складских помещениях, и подчеркивает интерес к ним крупных международных компаний.
“Этот рынок интересен для инвесторов и характеризуется невысокими инвестиционными рисками. Гарантией стабильности для инвестора проекта является, например, то, что крупные компании арендуют помещения на сроки до 10 лет. Это высоколиквидные проекты, нацеленные на последующую инвестиционную продажу. Для крупных инвесторов также важно, что под такими объектами много земли, находящейся в собственности: все крупные заявленные проекты находятся в Подмосковье, где земля в отличие от Москвы давно покупается и продается”, — комментирует директор отдела складской и индустриальной недвижимости Knight Frank Алексей Новиков. По оценке директора по развитию Swiss Realty Group Ильи Шершнева, доходность при продаже складов может составить до 50%.
В 2006 г. планируется ввести в эксплуатацию несколько крупных складских комплексов: логистический комплекс НЛК “Крекшино” (120 000 кв. м) в 24 км от Москвы между Киевским и Минским шоссе, “Томилино” (около 130 000 кв. м) по Новорязанскому шоссе и два проекта компании Capital Partners — логопарк “Пушкино” на 15-м км Ярославского шоссе и первая очередь склада на 150 000 кв. м в районе Домодедово.
Справка:
Холдинг “Международное логистическое партнерство” (МЛП) создан два года назад как девелопер логистических проектов в России и на Украине. Под каждый проект создается отдельная компания, формы собственности могут быть разными. В МЛП, в частности, входит компания Pascalis Gardner & Partner, созданная Мишелем Паскалисом, бывшим руководителем компании Jones Lang LaSalle в Центральной и Восточной Европе, и Брюсом Гарднером, бывшим партнером Renaissance Capital.