Мировой кризис таит в себе как мощные угрозы, так и заманчивые возможности для дальнейшего развития ритейлерских компаний. С одной стороны, на 15% снизились обороты магазинов. Но в то же время резко упали цены на недвижимость, что делает выгодным открытие новых точек именно в это сложное время. О тонкостях бизнеса в условиях падающей экономики обозревателю "РусБизнесньюс" рассказал  президент группы компаний "Кировский" (одна из крупнейших торговых сетей Екатеринбурга) Игорь Ковпак.

— Игорь Иванович, были ли готовы уральские ритейлеры к наступлению кризиса или он стал для них неожиданностью?

— Думаю, что столь глубокого падения не ожидал никто. Осень 2008 года ритейлеры встретили в чрезмерно оптимистичном настроении. Полным ходом шли продажи, развивались компании в продуктовом и многих других секторах. Строились планы, реализовывались новые проекты. Однако мировые тенденции все же не обошли Урал стороной. Зародившийся на Западе кризис ударил по всем — и по покупателям, и по продавцам.

К сожалению, все мы находимся в одной лодке. Когда людям урезали зарплаты или перестали выплачивать деньги вовсе, они стали реже ходить в магазин, были вынуждены перейти на более дешевые продукты. Как следствие, значительно снизилась и продолжает падать средняя цена чека. "Просели" показатели всех, даже наиболее успешных торговых предприятий, и к былым докризисным уровням в ближайшие годы мы не вернемся. К такой новой, непростой ситуации необходимо относится спокойно. Нужно понимать, что нынешний кризис дал отсчет новой эпохе в экономике России и всего мира в целом.

— Насколько уменьшились обороты сети супермаркетов "Кировский"?

— В номинальных суммах оборот группы компаний даже вырос, примерно на 5%. Однако эта цифра некорректна. Чтобы увидеть правдивую картину, из нее нужно вычесть инфляцию. Тогда получится, что реальный оборот упал на 15%, а рентабельность — на 1-2%. Максимальные потери, как и следовало ожидать, понес премиум-сегмент. Деликатесы и разносолы в прежние богатые времена были нормой жизни для менеджеров старшего звена. Лишившись работы, они по-новому взглянули на свои траты, стали более рачительно и экономно относится к личным деньгам. Стали скромнее питаться и проще смотреть на жизнь.

— Кто более эффективно противостоит кризисным явлениям — торговые сети или отдельные небольшие магазины?

— Это не важно — большой у тебя магазин или маленькой, владеешь ты сетью или отдельно стоящей булочной. Имеет значение другое — считал ли ты в предыдущие годы свою годовую прибыль, обоснованы ли были твои расходы на развитие. Сегодня крепко стоит на ногах тот, кто не слепо хватал щедро раздаваемые банками кредиты, а трижды думал перед тем, как занять. Кризис стал болезненным "щелчком по носу" для всей кредитоориентированной экономики, он наглядно показал, что нужно трезво оценивать свои финансовые силы как предприятиям, так и физическим лицам.

— Насколько зависим от кредитов "Кировский"? Отражаются ли на нем проблемы в банковской сфере?

—  У "Кировского" кредитов нет. Мы развиваемся аккуратно, консервативно и стараемся тратить ровно столько, сколько можем себе позволить, не попадая в зависимость от банков. "Кировский" жил, живет и будет жить на свои "кровные".

— Как возглавляемая Вами сеть магазинов изменила финансовую политику в условиях кризиса? От чего пришлось отказаться?

— Мы урезали большую часть капитальных расходов. В том числе, отказались почти от всех новых строек. Исключением стал лишь магазин площадью 4 тысячи квадратных метров на улице Билимбаевской в Екатеринбурге, возведение которого началось в мае.

Затем мы будем внимательно следить за рынком недвижимости. Сейчас становится выгоднее приобретать существующие коммерческие помещения, чем строить новые. Цена квадратного метра резко упала. По прежним расценкам недвижимость никто не покупает и покупать больше не будет, какую бы упорную и навязчивую рекламу не вели девелоперы. Тратясь на промоушн, они лишь выбрасывают деньги на ветер. Мы уже приобрели готовый объект в Каменске-Уральском. Присматриваемся к объектам, выставленным на продажу в Екатеринбурге и других городах Свердловской области.

— Сокращает ли "Кировский" персонал?

 — Напротив, мы продолжаем развиваться. Создали 150 новых рабочих мест в Асбесте. Через пару недель откроем магазин в Каменске-Уральском. Это еще 120 рабочих мест. Зарплаты не сокращали ни у кого. Мы действительно "затянули пояса". Пытаемся экономить на бумаге, транспорте, но не на людях.

— Как изменились отношения "Кировского" с поставщиками?

— Поставщики стали более внимательно относиться к срокам оплаты за свои товары, следить за выполнением договоров. Это нормальная рабочая ситуация. Ведь у них во многих случаях есть кредиты, по которым нужно своевременно вносить платежи. "Кировский" всегда с готовностью идет навстречу поставщикам, на сегодня между нами нет никаких разногласий — мы четко платили и собираемся платить в дальнейшем.

— Во время кризиса массовое распространение получили уличные ярмарки, на которых производители реализуют свои товары без посредников. Как Вы относитесь к этой форме торговли?

— Идею проведения ярмарок я поддерживаю, но не нужно ее извращать. Ведь не секрет, что на таких ярмарках все смешивается в кучу. Рядом с неприхотливыми в хранении медом, фруктами и овощами лежат мясо и молоко, которые реализуются из отключенных холодильников, а иногда и прямо с лотков при 20-30 градусах тепла. Нужно продавать скоропортящиеся продукты так, как это положено делать. Не экономить на здоровье покупателей, а приобретать холодильники.

В магазины инспекторы СЭС ходят чуть ли не каждый день и проверяют температурный режим в холодильниках, условия продажи скоропортящихся товаров. Хотелось бы, чтобы с таким же энтузиазмом они защищали здоровье населения и от недобросовестных уличных торговцев.

— В последнее время производители часто обвиняют ритейлеров в желании нажиться за счет завышения торговых надбавок. Ряд руководителей агрохозяйств и фермеры утверждают, что на их долю приходится лишь 30-40% от розничной стоимости продуктов питания. Насколько обоснованны подобные претензии?

— Эти мифические цифры — чистейшее вранье. Я и сам им удивляюсь, когда слышу по телевизору. Называющие их люди не знают, о чем говорят. Давайте взглянем на конкретные примеры. У нас на социально-значимые продукты питания наценка 10%. Пакет молока производства Екатеринбургского гормолзавода в любом "Кировском" стоит 19 рублей 49 копеек. А при предъявлении дисконтной карты он дешевле еще на рубль. Хлеб "Крестьянский" — 11 рублей 99 копеек. "Чусовской" круглый черный — 14 рублей 99 копеек. И таких примеров великое множество. В том числе, мы поддерживаем на низком уровне цены на колбасу, масло, сахар. Это не коньяк и икра — эти продукты всегда были и будут нужны населению.

— В последнее время на рынок Свердловской области все активнее вторгаются федеральные торговые сети, устанавливающие на ряд продуктов демпинговые цены. Насколько эффективна проводимая ими политика?

— Мне трудно об этом судить. Знаю лишь, что "Кировский" стоит на учете и платит налоги в Свердловской области, а они — в Москве. Поэтому больше пользы областной казне и жителям региона приносят местные сети.Кроме того, у федеральных сетей чаще всего собственные поставщики, которых они "приводят" из других регионов. На местных производителей большинство из них плевать хотело. И это естественно. А мы с уральскими поставщиками вместе росли, развивались, поддерживали друг друга.

Если местные ритейлеры по каким-то причинам исчезнут, то местные товары никогда не найдут себе места на чужом прилавке. В результате потеряются сотни и тысячи рабочих мест, сократятся поступления в местные бюджеты. И как и кто будет контролировать ритейлеров, стоящих на налоговом учете в других регионах? А мы всегда под рукой.

— Когда, на Ваш взгляд, начнет выправляться экономика России в целом и положение дел в ритейле в частности?

— Я считаю, что благодаря оперативным действиям правительства российская экономика достигла дна и больше падать не будет. Вскоре мы начнем медленное многолетнее движение вверх. Но когда мы достигнем прежнего уровня, сегодня не может сказать никто.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments