Современные женщины постоянно испытывают стресс, но, тем не менее, все активнее участвуют в принятии финансовых решений, а также входят в мир бизнеса и политики. Кроме того, представительницы прекрасного пола все больше внимания уделяют приобретению товарам не только первой необходимости, но и, например, как российские женщины, покупке автомобилей и электроники. Рождение детей и инвестиции, как показывает исследование компании Nielsen, отошли на второй план.
Согласно исследованию Nielsen, посвященному привычкам женщин всех континентов (по 21 развитой и развивающейся стране) в отношении того, на что они тратят деньги, женщины ощущают стрессы современного мира, при этом на развивающихся рынках этот стресс сильнее, чем на развитых.
Опрошенные женщины в разных странах считают, что сегодня у них больше возможностей, чем у их матерей. При этом женщины в развитых странах полагают, что у их дочерей будет примерно такой же уровень возможностей. По словам Сьюзен Уайтинг, заместитель председателя совета директоров компании Nielsen, такая ситуация сложилась из-за того, что «женщины во всем мире получают более высокое образование, активнее участвуют в производственной и экономической деятельности, а их вклад в семейный бюджет становится более высоким»
Больше влияния и больше стрессов
Почти 80% женщин в странах с развитой экономикой указали, что, по их мнению, роль женщин будет меняться. При этом 90% из таких респондентов считают, что жизнь будет меняться к лучшему. И хотя все респондентки отмечают, что они постоянно ощущают нехватку времени, стрессы и перегрузки на работе, женщины в развивающихся странах чувствуют такое давление даже в большей степени, чем женщины в развитых странах. Потребительницы во всех странах выполняют сразу несколько социальных ролей, однако наиболее существенным фактором стресса для женщин в развивающихся странах является нехватка свободных денежных средств, остающихся после покупки товаров первой необходимости, которые можно было бы потратить на себя или на отпуск.
Среди респонденток в странах с развивающейся экономикой, женщины в Индии (87%), Мексике (74%) и России (69%) сказали, что основным фактором стресса является нехватка времени. В развитых странах этот фактор чаще всего упоминается в Испании (66%), Франции (65%) и Италии (64%).
В России 84% респонденток ответили, что они располагают большими возможностями в покупке вещей, которые они хотят и которые им нужны (78%), чем их матери, зато сейчас у них меньше возможностей снизить количество стресса. В то же время, когда вопрос касается замужества, а именно решения выходить замуж и если да, то за кого, современные женщины говорят, что у них такие же возможности как и во времена молодости их матерей. «Наше исследование показало, что в большинстве случаев, чем старше, тем сильнее уверенность российских женщин в том, что у них стало больше возможностей, чем у их матерей во времена юности», — комментирует Дуайт Уотсон, Региональный директор Nielsen в России и странах Северо-Восточной Европы.
Денег стало больше, распределение бюджета изменилось
В рамках исследования женщинам был задан вопрос, как они планируют распределять дополнительные доходы, которые они получают сегодня или ожидают получить в течение ближайших пяти лет. Здесь были выявлены существенные различия между странами. Более половины (56%) женщин в развивающихся странах заявили, что планируют выделять эти средства на образование своих детей, при этом в развитых странах доля таких ответов составила всего 16 процентов. Выделение средств для образования детей наиболее важно для женщин в Нигерии (85%), Индии (76%) и Малайзии (63%).
В целом, женщины в развитых странах говорят, что они планируют потратить дополнительные доходы на отпуск (58%), продукты питания (57%) и сбережения или погашение кредитов / долгов (по 55%). При этом женщины в странах с развивающейся экономикой говорят, что они готовы потратить дополнительные средства на товары первой необходимости, такие как одежда (70%), продукты питания (68%), а также товары для красоты и здоровья (53%). Расходы на отпуск занимают седьмое место на шкале ценностей у женщин развивающихся стран – потратить лишние деньги на отпуск готовы 40 процентов респонденток.
81% российских женщин сказали, что потратят свободные деньги на новую одежду, 73% на отпуск и 69% на продукты для красоты. В России современные женщины не спешат заводить детей. Исследование Nielsen показывает что женщины, у которых нет детей предпочитают рождению детей и повышению уровня своего образования траты на развлечения вне дома и электронику. В то же время женщины-мамы больше озабочены образованием для детей и пенсионными накоплениями. Российские женщины с образованием больше заинтересованы в покупке авто, электроники, нежели в рождении ребенка и инвестициях.
Лояльность основывается на качестве
В 20 из 21 обследованной страны наиболее важным фактором лояльности бренду (по 12 факторам и для разных поколений потребителей) является качество (для женщин в Великобритании — доверие). Кроме того, исследование Nielsen показало, что наиболее важными факторами привлечения женщин в магазин (для покупки таких товаров, как продукты питания, напитки, товары для здоровья и красоты, фармацевтика и электроника) являются качество товаров и выгодность предложения (соотношение цена/качество).
Исследование компании Nielsen было проведено в феврале-апреле 2011 г. среди 6 500 женщин в 21 стране в Азиатско-тихоокеансоком регионе, Европе, Латинской Америке, Африке и Северной Америке. В исследовании использовалась личные интервью, а также онлайн-интервью. Статистическая погрешность ± два пункта. Страны-участницы исследования репрезентаивны 60% населения в мире и 80% глобального ВВП.