Купив в магазине телевизор, мебельный гарнитур или посудомоечную машину, российский потребитель, как правило, не обращает внимание на то, что треть объема этих товаров составляет упаковка. В итоге сегодня 30—60% твердых бытовых отходов — это использованные упаковочные материалы, вопрос их утилизации с каждым годом становится все более актуальным. Мало пока интересует россиян и происхождение материала, из которого сделана упаковка. Между тем вся целлюлозно-бумажная продукция, а более 55% всей упаковки делается именно из нее, сертифицируется на соответствие экологическим стандартам. Примечательно, что в России дела с данными сертификатами обстоят совсем не так плохо, как можно было бы ожидать. По площади сертифицированных лесов страна занимает второе место в мире, уступая лишь Канаде.

Совместимы ли между собой два понятия — «общество потребления» и «благоприятное воздействие на окружающую среду»? Приходится констатировать, что если и совместимы, то пока слабо. Рост потребления приводит к более быстрому обороту товаров, частой их замене. Например, если в советское время люди покупали телевизоры на много лет вперед, то сейчас старая техника меняется на новую через два-три года. Рост потребления порождает проблему переработки вышедших из употребления вещей. Вторая проблема — утилизация упаковочных материалов, в которых новые товары доставляются покупателям.

«Мы живем в обществе потребления, где упаковка все больше используется маркетологами как средство борьбы за потребителя», — говорит главный эколог группы «Илим» Галина Христофорова. Более 55% упаковочных материалов — это бумага и картон, при этом, по оценкам аналитика «Инвесткафе» Дарьи Пичугиной, в 2010 году объем производства упаковки и тары из этих материалов в России составлял 5 млрд долл., в 2011 году — 5,6 млрд долл., а в этом году прогнозируется выпуск на 6—6,3 млрд долл.

Между тем большая часть этих денег оказывается… на свалке. «Около 30—60% твердых бытовых отходов, вывозимых на полигоны, — это упаковка», — отмечает Галина Христофорова. Чтобы не утонуть в мусоре, упаковочные материалы предпочитают изготавливать из экологически чистых материалов, переработка и производство которых не оказывает негативного воздействия на окружающую среду. «Для решения проблемы утилизации упаковки появился термин eco-friendly-упаковка, — рассказывает г-жа Христофорова. — Возможна дальнейшая ее переработка. Как правило, на такой упаковке есть пометка Recycled content, что означает «сделана с использованием переработанных материалов», или Reusable — возможно повторное применение. Recyclable — упаковка, которая легко перерабатывается и может быть использована для производства новых продуктов (бумага, алюминий, картон, стекло и т.п.)». Согласно этой классификации вся целлюлозно-бумажная продукция (без полимерных покрытий) является легко перерабатываемой, заключает эксперт.

Сертифицируется не только сама упаковка, но и вся целлюлозно-бумажная продукция, из которой она производится. Есть экологический рейтинг WWF Check your paper, согласно которому производители целлюлозно-бумажной продукции ранжированы по ряду экокритериев. Некоторым аналогом рейтинга WWF является экологический лейбл Euroflower, который был получен рядом производителей бумаги. Весьма распространенным является сертификат Лесного попечительского совета (FSC), который свидетельствует о том, что древесина (для изготовления бумаги) происходит из ответственно управляемых лесов либо в производстве используются отходы бумажного сырья после потребителя (FSC recycled), говорит директор регионального офиса FSC по странам СНГ Андрей Птичников.

FSC-сертифицированное сырье — это древесина, которая была заготовлена на территории, сертифицированной Лесным попечительским советом, в России такая территория занимает более 33 млн га, поясняет Дарья Пичугина из «Инвесткафе». По сертифицированной площади Россию обгоняет только Канада (52 млн га). Таким образом, можно сказать, что в России достаточно большая доля продукции производится с использованием сертифицированного сырья, отмечает эксперт. Доля сертифицированной продукции в Великобритании, Швеции, Нидерландах составляет порядка 80%. В России 85% товарной целлюлозы, 70% газетной бумаги и 40% офисной бумаги произведены из сертифицированного сырья. Это неплохие показатели, резюмирует аналитик.

Российские граждане пока не обращают серьезного внимания на маркировку товаров, а тем более на экологические отметки на упаковке. Между тем опросы, проведенные рядом организаций (WWF, FSC, «Листок жизни»), говорят о том, что около трети потребителей в Европе готовы сознательно приобретать более экологичную упаковку, если они будут должным образом информированы об этой экологичности и положительных эффектах такой продукции для природы и человека, сообщает Андрей Птичников. В связи с этим он уверен, что в ближайшие годы сформируется тенденция быстрого (до 100% в год) прироста экоупаковки.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments