Что страхуют розничные компании, какой он, идеальный страховщик для ритейлера, кому доверяют чаще, и как регулируются страховые отношения на практике? Ответы на эти и многие другие вопросы решил найти Retailer.RU, запустив специальный обзор в рамках собственного исследования рынка страхования российских розничных компаний "Страхование ритейла 2012".

Мы писали, мы считали…

2012 г. – последний год в календаре Майя. Мир обсуждает эпические картины конца света или, по меньше мере, неизбежного роста природных катаклизмов. Люди начинают искать всевозможные варианты защиты от стихийных бедствий. Кто-то создает громадные ковчеги, кто-то сооружает бункеры, кто-то переселяется подальше от возможного эпицентра событий… Retailer.RU же решил поднять еще одну часто важную для защиты от материальных потерь тему – страхование.

Для того чтобы познакомиться ближе с данным рынком, мы обратились напрямую к специалистам 100 розничных компаний страны. Собирать пазл с объективной картиной рынка нам помогали финансовые и генеральные директора, юристы, руководители отделов экономической безопасности, транспорта и бухгалтерии, работающие в более 15 сегментах розничной торговли: FMCG, DIY, БТиЭ, fashion и пр.

Поберегли имущество

Результаты совместной работы показали: услугами страховщиков пользуются 78% опрошенных розничных игроков, 16% не страхуются вообще, оставшиеся 6% решили не раскрывать информацию.

Наиболее популярным видом страховых услуг оказалось имущественное страхование. Порядка 88% участников опроса страхуют имущество, причем в большей степени защищать предпочитают товар, недвижимость, помещения по договорам аренды и оборудование.

На товар приходится наибольшая доля в 47% от всех названных ритейлерами подвидов страхования имущества. Товар страхуют для грузоперевозок, от рисков хранения на складе и других возможных материальных потерь, которые предполагают наиболее ощутимые ущерб или утрату для ритейлера.

Прокатились с ветерком

По словам большинства участников опроса, риски обязательств по доставке товара в ценности и сохранности в основном берут на себя поставщики или перевозчики. Они же страхуют свою ответственность перед конечными получателями грузов. Сами ритейлеры страхуют товары, если занимаются собственным импортом. Но таких ритейлеров из числа опрошенных единицы, так же как и тех розничных компаний, которые решили перестраховаться по полной (16% участников опроса) и защитить товар вне зависимости от того, кто поставляет продукцию. Страхование грузов и грузоперевозок собственными и партнерскими силами подтвердил 41% опрошенных Retailer.RU.

Кто за что отвечает

Вторым по популярности после имущественного выступает страхование ответственности (77% от общего числа опрошенных): гражданской, автогражданской, ответственности предприятий, профессиональной.

Здесь больше всего страхуются по обязательному условию, прежде всего, по ОСАГО, на которое приходится 55% от доли всех типов страхования ответственности. Редко, но встречается, особенно среди ритейлеров сегмента DIY, обязательное страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта. По словам Дмитрия Горюшкина, начальника юридического отдела СТД «Петрович», данный тип страхования ответственности начинает встречаться все чаще и чаще. В основном это связано с тем, что с 2012 г. страхование гражданской ответственности владельца опасного объекта стало обязательным.

Перед третьими лицами

Среди других типов страхования ответственности большим спросом пользуется страхование гражданской ответственности перед третьими лицами, которое занимает 32% от общего числа используемых ритейлерами типов страхования ответственности.

По словам Анны Сироткиной, коммерческого директора фэшн-ритейлера Baon, страхование имущества в магазинах и гражданской ответственности перед третьими лицами прежде всего вызваны требованиями арендодателей торговых центров, а не повышенными рисками, которые существуют при хранении товара на складе или грузоперевозках.

Это подтверждается теми участниками опроса, кто предпочитает располагаться в стрит-ритейле. «Аптечный ритейл достаточно редко пользуется помещениями в торговых центрах, хотя в крупных миллионниках это почти норма, – говорит Михаил Молчанов, начальник юридического управления аптечной сети «Фармаимпекс». – Больше распространены помещения в стрит-ритейле, поэтому гражданская ответственность перед третьими лицами нами, к примеру, не используется вовсе».

«Без давления арендодателей расходовать ресурсы предприятия на страхование ответственности перед третьими лицами не имеет смысла, если риск предъявления претензий о возмещении вреда имуществу и здоровью существует только гипотетически, – объясняет позицию ритейлеров Дмитрий Горюшкин. – Для того чтобы пользоваться тем или иным страховым инструментом, предприятию нужен тревожный сигнал. Когда компания видит, что есть системные риски, приносящие убытки компании, то их нужно страховать. Вот если на вашем складе, не приведи господь, палета с тяжелым товаром придавит покупателя, или же кто-то упадет в открытый канализационный люк (а суммы претензий могут быть весьма значительными), и если это будет не единичный случай, тогда есть смысл страховать свою ответственность перед третьими лицами в будущем».

Личность на последнем плане

Третьим по популярности видом страховки оказалось личное страхование, причем на 83% – добровольное медицинское, на 17% – страхование жизни и от несчастных случаев. Несмотря на наименьший интерес к личному страхованию в перспективе ритейлеры планируют заняться данным вопросом вплотную. Так, о своих планах ввести в практику ДМС заявили два участника опроса Retailer.RU: сеть магазинов непродовольственных товаров «Домоцентр» и fashion-ритейлер Pompa.

Что в итоге?

Результаты проведенного Retailer.RU опроса показали, что ритейлеры готовы экономить на себе, но не готовы к головной боли из-за ущерба или утери имущества.

Сами ритейлеры не скрывают, что начнут пользоваться личным страхованием только в том случае, «пока сильно не прижмет». Изменение данной тенденции будет напрямую зависеть от восстановления экономической ситуации в стране и запуска наиболее интересных для корпоративных клиентов программ.

«Мне кажется, что активнее начнут страховаться риски, связанные с предпринимательской деятельностью, – прогнозирует Дмитрий Горюшкин. – Пока страховые компании не очень продвигают такой вид страхования, но посмотрим, что будет в будущем».

Иная ситуация с обязательным или диктуемым партнерскими отношениями страхованием (ОСАГО, финансовых обязательств, грузоперевозок, арендованных площадей и ответственности владельцев опасных объектов), которое занимает значительную долю рынка страхования ритейла и останется трендом, по словам участников опроса, как минимум еще в ближайшие 5-7 лет.

О том, какие страховые компании проявляют наибольшую активность в ритейле, и как розничные сети выбирают страховщика, читайте в следующем материале обзора "ТОП-10 страховщиков ритейла".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments