Реклама продуктов, вводящая потребителей в заблуждение, теперь практически исчезнет с экранов телевизоров и билбордов в Европе. Европарламент одобрил постановление, которое запрещает использование 1600 рекламных слоганов, обещающих волшебное оздоровление в результате поедания йогуртов, творожков, мармелада и хлебцев. Рассказывать об этом населению можно будет лишь в том случае, если польза от продукта научно доказана.
Защитники прав европейских потребителей торжествуют: в ближайшие месяцы львиная доля рекламы продуктов питания, вводящей потребителя в заблуждение, исчезнет. Комитет по защите потребителей Европарламента одобрил вчера предложение Еврокомиссии о запрете слоганов, заявляющих о пользе данных товаров для здоровья. В списке разрешенных их осталось немногим более 200.
Подготовка данного регулирования началась еще в 2006 году, но весьма затянулась, так как в Европейское агентство по безопасности продуктов питания (EFSA) было подано большое количество заявок. В ближайшее время Еврокомиссия опубликует список счастливчиков. У проштрафившихся производителей будет полгода, чтобы удалить запрещенные слоганы из всех видов рекламы.
Под запретом оказалась реклама всех йогуртов с пробиотиками. Отныне потребителей не будут убеждать в том, что они «полезны для иммунитета» и «укрепляют защитные силы организма». По мнению еврочиновников, польза ни одного из так называемых живых йогуртов для иммунитета и пищеварения не доказана. Также производителям будет запрещено рассказывать о пользе для здоровья жиров, соли и сахара, содержащихся в продуктах. А вот о том, что бутилированная вода «помогает поддерживать нормальное функционирование тела и мозга», рассказывать можно — правда, должно быть добавлено «при условии потребления не менее 2 л в день».
Производители намерены выполнить требования чиновников, хотя и считают их несправедливыми. «Мы отозвали свои заявления относительно полезных свойств наших пробиотических продуктов в связи с тем, что на сегодняшний день EFSA не одобрило ни одного заявления о пользе пробиотиков из 329 поданных различными производителями. И это несмотря на то, что большинство этих заявлений подтверждено научным и медицинским сообществом во многих странах, включая Канаду, Бразилию, Японию, Россию и другие. Также многие заявления были ранее подтверждены и в Европе, однако в настоящий момент EFSA их оспаривает. Одна из причин, почему это происходит, связана с тем, что заявления о пользе пробиотиков основаны на новых научных знаниях и пока не найден консенсус в отношении необходимой доказательной базы», — рассказала РБК daily директор по связям с общественностью и государственными органами «Danone-Юнимилк» Марина Балабанова.
Что же касается России, то здесь западные производители продовольствия чувствуют себя весьма вольготно и, судя по всему, слоганы менять не собираются. По словам председателя правления Московского общества защиты прав потребителей Надежды Головковой, в нашей стране на настоящий момент ни один госорган не занимается проверкой соответствия рекламных обещаний о полезности научно доказанным фактам. «Для такой заботы о потребителях нет ни средств, ни людей», — отметила она. Более того, антимонопольный комитет далеко не всегда следит за соблюдением даже действующего законодательства о рекламе, не говоря уж о том, чтобы вносить предложения о его ужесточении.