Федеральная антимонопольная служба (ФАС) начала получать первые в этом году жалобы на подорожание продуктов. Прежде всего овощей. Может ли это быть связано с ограничением поставок турецкой продукции, которое Россия ввела 1 января? "РГ" разбиралась вместе с экспертами.

На "горячую линию" поступили жалобы на подорожание овощей. Большая часть касалась цен на томаты, рассказал "РГ" представитель службы. В самой ФАС резкого скачка цен пока не заметили и не ждут, что он вообще будет. По словам замглавы ведомства Андрея Цыганова, опыт прошлого года показал, что "каких-то безумных эксцессов быть не может, так как для них нет экономических предпосылок".

Перед новогодними праздниками ФАС все-таки рекомендовала крупнейшим объединениям производителей и поставщиков принять меры по сдерживанию роста цен на товары из санкционного списка, поскольку на Турцию приходилось около 20 процентов овощей, а на томаты — 60.

"Сейчас на прилавках региональных торговых сетей еще можно обнаружить мясо птицы и репчатый лук турецкого производства. Это обусловлено значительно большими среди прочих запрещенных позиций сроками хранения", — говорит доцент кафедры "Маркетинг и логистика" Финансового университета при правительстве РФ Александр Арский. Оптовые базы формируют страховые запасы товаров на складе, которые реализуются мелким оптом, но эти запасы подходят к концу, добавляет он.

В качестве поставщиков, которые уже замещают турецкие товары, выступают самые разные страны. Увеличились закупки овощей у российских производителей. Об этом "РГ" рассказали представители крупных торговых сетей. На долю турецких продуктов в них приходилось от одного до трех процентов товарооборота. "Но в отдельных категориях намного больше. Например, по цитрусовым — до 50 от категории, в овощах — до 40 процентов в отдельные месяцы", — рассказывает представитель "Дикси" Анастасия Орлова.

Данные портала Allbiz свидетельствуют, что российские предприниматели уже в декабре перестали закупать турецкие товары. Сегодня на смену Турции, к примеру, в поставках мандаринов пришли Китай, Марокко, Египет и Израиль. На рынке появились новые игроки из Пакистана, Аргентины, ЮАР, Белоруссии, Сербии, Азербайджана и Перу. "Но все же наиболее эффективную цену предлагают китайцы, что и объясняет их лидирующие позиции на российском рынке цитрусовых", — говорит представительница портала Юлия Джанибекова.

"Цены меняются с каждой поставкой. Влияние на них оказывают как стоимость логистики до места назначения в России, так и курс рубля в отношении мировых валют", — говорит Оксана Токарева из METRO Cash&Carry. "Резкое изменение структуры импорта плодовоовощной продукции не могло не сказаться на ценах, которые в декабре выросли на 30-50 процентов, — указывает первый вице-президент Российского клуба финансовых директоров Тамара Касьянова. — Но наибольший вклад в рост цен оказал сезонный фактор: традиционно фрукты-овощи дорожают зимой, а наибольший скачок цен — в новогодние каникулы".

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar