Ритейлеры, не успевшие адаптироваться к последним поправкам к закону «О торговле», могут столкнуться с очередными изменениями правил работы. В думской фракции «Единая Россия» предлагают дать больше послаблений малым и средним компаниям, разрешив первым взимать плату с поставщиков, а вторым — диктовать условиям контрагентам. Это уже вызвало протесты со стороны крупных сетей, считающих, что инициатива противоречит принципам рыночной экономики и ставит в неравные условия большинство ритейлеров.
Проект поправок к закону «О торговле», которые вводят дифференцированное правовое регулирование к продовольственным сетям, подготовил депутат Госдумы, член фракции «Единой России» Дмитрий Юрков. В законопроекте, копия которого есть у “Коммерсанта”, предлагается разделить розничные компании на малые сети с максимальной годовой выручкой 4 млрд руб., средние сети с выручкой не более 40 млрд руб. и крупные сети, чья выручка превышает 40 млрд руб. Депутат предлагает не применять к малым сетям ст. 9, 13 и 14 закона «О торговле», а к средним — ст. 13 и 14. В частности, ст. 9 запрещает сетям взимать плату за право поставок товаров и за изменение ассортимента. В ст. 13 содержится запрет на создание дискриминационных условий и препятствий для доступа на рынок, также на навязывание условий договора контрагенту. Ст. 14 ограничивает предельную долю торговой сети в регионе 25%. Между тем, согласно поправкам, крупные сети остаются без преференций.
В пояснительной записке к проекту указывается, что сегодня ст. 13 и 14 закона «О торговле» не распространяются на сети с максимальной годовой выручкой 400 млн руб. Но этот порог в два раза ниже, чем показатель, установленный правительством для малых предприятий, и в пять раз ниже, чем для средних компаний.
Положения ст. 9, касающиеся, в частности, отсрочки платежа и оказания дополнительных услуг, при этом требуют от небольших ритейлеров значительных дополнительных затрат, отмечает господин Юрков. Дифференцированное регулирование должно помочь развитию конкуренции и региональной торговли, считает Дмитрий Юрков. Он уже подготовил письмо, предоставив копию “Коммерсанту”, вице-спикеру Госдумы Ирине Яровой с просьбой рассмотреть предложенный законопроект в осеннюю сессию. По словам депутата, письмо будет направлено 12 сентября. В аппарате Ирины Яровой, Минпромторге и Федеральной антимонопольной службе отказались от комментариев до ознакомления с проектом поправок.
До того как в 2016 году стать депутатом Госдумы, Дмитрий Юрков занимался торговым бизнесом. По данным сайта «Деловой России», он был совладельцем НП «Панорама Retail». Эта структура, по собственным данным, объединяет более 80 магазинов в Архангельской и Вологодской областях. Господин Юрков пояснил “Коммерсанту”, что был одним из создателей НП, но вышел из управления, после того как стал депутатом Госдумы.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли Илья Ломакин-Румянцев указывает, что проект поправок, по сути, предлагает дать право на дискриминацию поставщиков не только малым, но и средним торговым сетям, на долю которых в совокупности приходится около половины оборота сетевой розничной торговли. Инициатива противоречит принципам рыночной экономики и, по сути, является дискриминационной для большинства ритейлеров и поставщиков, возмущается собеседник “Коммерсанта” в крупной сети. Для торгового бизнеса, который реально относится к категории малого и среднего, это будет означать неоправданное усиление позиций его крупных конкурентов, считает глава московского представительства Metro Wholesale & Food Specialist Company AG Алексей Григорьев. Директор Союза независимых сетей Сергей Кузнецов отмечает, что у региональных и федеральных сетей существенная разница в выручке, а поставщики часто ставят условия именно исходя из этого показателя. В этих условиях дифференцированный поход может быть одной из мер поддержки региональных ритейлеров, добавляет он. Трудности малого и среднего торгового бизнеса связаны со снижающейся покупательной способностью, труднодоступностью средств на рынке капитала и отсутствием инструментов прямой господдержки, возражает господин Григорьев. Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что упрощенная классификация торговых сетей только по размеру выручки принесет больше вреда, чем пользы. При анализе необходимо учитывать и структуру ассортимента, и региональную представленность, так как сравнительно небольшая сеть по меркам страны может быть доминирующей на рынке отдельного района или города, добавляет он. Один из производителей продуктов полагает, что подобное разделение может привести к дроблению каких-то крупных сетей либо искусственному занижению выручки.