Госдума приняла поправки в закон о торговле, предложенные членом ЕР Ириной Яровой. Глава омской сети "Новатор" Арсен Пономарев считает, что нововведения никак не помогут производителям, а лишь уведут все бонусные выплаты "в тень".
– Вопреки нытью некоторых "отечественных производителей", торговым сетям не нужны бонусы. Бонусы получают постфактум. Поэтому они называются ретро-бонусы. Торговым сетям нужна максимальная наценка. Которую они получают сразу по факту продажи товара. И которая ограничена сверху конкуренцией между самими торговыми сетями, а снизу – издержками: аренда, зарплата, налоги, кредиты, коммунальные расходы, реклама, списания, недостачи и т.д.
Бонусы или скидки обусловлены объемами продаж и количеством магазинов сети. Но носят нелинейный характер из-за нежелания производителей попадать в зависимость от однотипных сетей. А издержки – объемом продаж на сотрудника (производительность труда) и на кв.м. (ассортимент, цены, привлекательность формата магазина).
Бонусы продвигают производители, так как они соревнуются в долях рынка через доли полочного пространства в магазинах. А бонусы являются удобным инструментом дискриминации торговых сетей, так как позволяют сохранить условия поставок в сети в тайне друг от друга.
Что, в свою очередь, дает возможность в среднем продавать товары дороже, чем при открытом прайсе со скидками.
Производители ни за что не откажутся от бонусов и найдут способ обходить закон о торговле, выплачивая, например, бонусы с и на предприятия, юридически никак не связанные ни с ними, ни с сетями.
То есть деловая практика отдалится от её идеалистического представления в законодательстве.
Таким образом, данный закон является популистским и безграмотным. И единственное, к чему он приведет – это к появлению теневого оборота бонусов между поставщиками и розничными сетями.
Вопрос, понимают ли это авторы закона и – следовательно – являются вредителями или не понимают и – следовательно – являются некомпетентными? Надеюсь, что второе, но боюсь, что первое.