7 февраля «Бизнес» сообщил о том, что в розничной торговле появился новый крупный игрок: ООО «Унимаркет-Подмосковье» договорилось с администрацией Московской области о поддержке проекта по открытию в подмосковных городах 70 дискаунтеров. 

Официальная информация о владельцах будущей сети почему-то держится в тайне. Но, как удалось выяснить «Бизнесу», одним из основных совладельцев «Унимаркета» является производитель и дистрибутор молдавских вин Wine International Project. Участников рынка решение компании не удивляет: винный рынок стагнирует, к тому же дистрибуторский бизнес становится все менее выгодным. Удивляются они лишь тому, что малоизвестному игроку удалось договориться с подмосковными властями.  

В начале этой недели «Бизнесу» стало известно, что ООО «Унимаркет-Подмосковье» подписало с Московской областью протокол о сотрудничестве, согласно которому при поддержке областной администрации компания откроет в крупных городах региона 70 «экономичных магазинов» (как правило, договор о сотрудничестве с областными властями существенно облегчает ритейлеру поиск помещений). Анонсированные вложения в проект составляют 4,5 млрд руб. При этом имена его инвесторов не раскрывались, хотя на рынке и появилась информация о том, что один из них — крупный западный инвестиционный фонд. 

Однако вчера сразу два источника «Бизнеса» на винном рынке рассказали, что основным инвестором сети «Унимаркет» является компания Wine International Project (WIP) — крупный производитель и дистрибутор вина и коньяка под маркой Garling. Гендиректор «Унимаркета» Александр Зара, с которым вчера связался «Бизнес» для проверки этой информации, состав акционеров сети не раскрыл. Он утверждает лишь, что один из акционеров— иностранный инвестиционный фонд, остальные — российские компании, и обещает, что имена инвесторов будут объявлены в течение двух-трех месяцев. Ответить на вопрос о причастности к сети «Унимаркет» WIP Зара также отказался. 

Не стали комментировать ситуацию и в головном офисе WIP в Кишиневе. В московской компании «МежинкомСВ» (официальное представительство WIP в России) в ответ на вопрос о том, кто в компании занимается проектом «Унимаркет», предложили перезвонить по другим телефонам. Один из них совпал с номером офисного телефона «Унимаркета», который «Бизнес» получил в областном департаменте потребительского рынка области. 

А второй — с номером офиса «Межинком-СВ» в посольстве Молдавии, указанным на сайте WIP. А впоследствии топ-менеджер одного из крупных производителей вин со ссылкой на источник в «Межинкоме» сообщил, что «„Унимаркет”— это проект WIP». 

Конкуренты WIP не удивлены тем, что компания решила развивать собственную розничную сеть. «Все молдавские компании, в том числе WIP,— прежде всего дистрибуторы, которые размещают заказы на небольших местных заводах. 

А дистрибуторский бизнес изза давления со стороны розничных сетей сейчас чувствует себя неважно»,— говорит директор по маркетингу компании Gerrus (крупный производитель вина) Кирилл Бутко. 

Скорее всего, желание диверсифицировать бизнес вызвано нестабильностью отрасли, соглашается вице-президент компании «Национальный винный терминал» (производитель вина) Леонид Попович: «Во-первых, все производство у WIP в Молдавии, а с импортом оттуда часто возникают проблемы изза таможни и акцизов. Во-вторых, в прошлом году в стране был плохой урожай, а в этом из-за морозов неурожай будет и вовсе катастрофическим. А втретьих, алкогольный рынок сейчас вообще нестабилен, что показывает история с месячным простоем большинства российских ЛВЗ из-за отсутствия акцизных марок». А розничный бизнес — логичный смежный сегмент, который в то же время существенно более стабилен, заключает Попович. 

А вот то, что непрофильной компании удалось договориться о льготном режиме развития сети с Московской областью, участников рынка удивляет. 

«Странно, что область выбирает в качестве партнера компанию, которая не имеет никакого опыта в ритейле. Раньше такие договоры подписывали только крупные сети»,— говорит заместитель гендиректора сети «12 месяцев» Октам Аликулов. 

Напомним, в прошлом году проекты по строительству крупных сетей в Подмосковье анонсировали «Дикси» (планирует открыть 100 магазинов, инвестиции— 1,5млрд руб.), «Копейка» (вложения $150 млн, число магазинов не называлось) и «Пятерочка» (конкретные цифры не назывались). Единственный небольшой игрок, подписавший аналогичный протокол,— сеть «Утконос», в развитие которой инвестирует основной совладелец «Северстали» Алексей Мордашов. «Наверное, у „Унимаркета” был какой-то уникальный инвестиционный проект, от которого область не смогла отказаться»,— предполагает генеральный директор «Копейки» Сергей Ломакин. «Непросто им будет: даже у нас в Московской области много трудностей, а у них опыта вообще нет»,— сочувствует WIP Сергей Ломакин. 

Вчера «Бизнесу» не удалось выяснить, кто является владельцем WIP и есть ли у него опыт в ритейле. В молдавской прессе неоднократно появлялась информация о том, что 100% компании принадлежит канадской Garling Enterprises Inc., но поиск в интернете компании с таким или похожим названием результатов не дал. 

Подмосковные чиновники, по словам начальника управления развития потребительского рынка Московской области Елены Литвиновой, также не знают, кто именно является инвестором проекта «Унимаркет». «К нам приходят представители компании, которая зарегистрирована у нас в области, чтобы платить налоги в областной бюджет, приносят бизнес-план, который мы просто одобряем или отклоняем. Никаких документальных подтверждений цифр этого бизнес-плана мы не требуем»,— объясняет Елена Литвинова. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments