Уже несколько месяцев ведущий российский интернет-ритейлер — "Юлмарт" — находится в эпицентре акционерного конфликта. Еще в конце сентября миноритарии компании во главе с Михаилом Васинкевичем подали иск в Международный арбитраж Лондона против своих партнеров по бизнесу — Дмитрия Костыгина и Августа Мейера, с требованием обязать их выкупить свой пакет акций. Но получив отказ, миноритарии решили продолжить тяжбу и через Кипрский суд добились ареста счетов материнской компании ритейлера — UlmartHoldingLimited., что в значительной степени ограничило ее деятельность. А на днях стало известно о том, что разбирательства в отношении "Юлмарта" начались и в России. Три дочерние компании интернет-ритейлера подали иск Арбитражный суд Санкт-Петербурга о несостоятельности "Юлмарта". Пикантность этой ситуации заключается в том, что на этот раз иски инициировали не миноритарии, а сам Дмитрий Костыгин. Но в банкротстве своего детища он явно не заинтересован и более того, готов инвестировать в компанию миллиарды рублей. О том, каким образом ему удастся это сделать, когда завершится акционерный конфликт и как необходимо развивать "Юлмарт", чтобы обойти на российском рынке именитых иностранных игроков типа Alibaba, Дмитрий Костыгин рассказал в интервью "Эксперту":

— Не секрет, что иск о банкротстве "Юлмарта" в арбитражный суд Санкт-Петербурга подан тремя компаниями, но по вашей инициативе. При этом всем известно, что вы вместе с Августом Мейером являетесь мажоритарными акционерами "Юлмарта" и его кредиторами. Что же вас заставило пойти на столь радикальный шаг?

— Главная цель – это добиться защиты от кредиторов и стабилизировать ситуацию, чтобы мы как мажоритарные акционеры смогли внести в компанию деньги. Сейчас нам это сделать просто не дают. Миноритарный акционер "Юлмарта" вместе с консультантами из компании А1 блокируют всеми возможными способами любые решения совета директоров о привлечении новых средств. Ничего нельзя сделать. Ни при помощи займов, ни дополнительной эмиссии акций, вообще никак. Мы считаем это в определенном смысле злоупотреблением правом. При этом компания уже начала испытывать сложности с возвратом ранее взятых кредитов и дополнительные инвестиции ей просто необходимы.

— А какой сейчас у "Юлмарта" долг? И сколько компании требуется средств?

— Задолженность не очень большая, несколько миллиардов рублей. При этом наши расчеты показывают, что "Юлмарту" нужно от двух до шести миллиардов рублей для того чтобы полностью решить ситуацию. То есть стабильно пройти весь следующий год.

— Вы вели по этому поводу переговоры с А1? Какова их позиция?

— Мы пытались с ними вести переговоры, но быстро увидели, что эти люди не в состоянии принять никакого решения без многочисленных консультаций с лондонскими юристами. А если уж кто-то попал под влияние юристов, то договориться почти не реально. Юристы, как правило, говорят так: ничего не подписывайте, ничего не обещайте, и вообще ничего не говорите. К сожалению, калибр этих людей за последние годы радикально изменился.

— А что вам даст процедура защиты от кредиторов? Деньги-то как можно будет внести?

— Например, можно будет организовать факторинг. Смысл процедуры в том, чтобы зафиксировать статус всех предыдущих кредиторов и начать привлекать новые средства, уже не оглядываясь на всякие акционерные разрешения.

— Недавно Газпромбанк списал с вашего счета, как с одного из поручителей по кредиту, выданному "Юлмарту", 555,3 млн рублей. А вы, в свою очередь, потребовали деньги с другого поручителя — Михаила Васинкевича, и даже добились через суд ареста его имущества. При этом сам Васинкевич говорит, что "Юлмарт" якобы располагал необходимой суммой и вполне мог перечислить средства банку самостоятельно…

— Пока у компании была такая возможность, все долги исправно выплачивались без всяких проблем. Еще в июле этого года тому же Газпромбанку она погасила часть долга, перечислив 300 миллионов рублей. А в августе, по словам менеджеров, перевела еще 160 миллионов рублей. Но вот уже выплатить новый транш в 555 миллионов было тяжело. Банк эту ситуацию прекрасно видит и может просчитать варианты развития событий на несколько ходов вперед. Там понимают, что если компания столкнется со сложностями и в отношении нее судом будет начата процедура банкротства, то тогда все платежи за последние полгода можно будет отмотать назад, признать недействительными. Соответственно, при таком раскладе, банку лучше всего обратить взыскание на средства одного из поручителей, тем более что они на счету у него есть.

— Острая фаза конфликта в "Юлмарте" началась в марте этого года, когда Михаил Васинкевич, контролирующий 26% акций материнской компании UlmartHolding решил выкупить еще 20% акций у Алексея Никитина, но полностью рассчитаться за этот пакет так и не смог. Тем не менее, у вас вместе с Августом Мейером все равно остается контрольный пакет – 54% акций. Из-за чего же все-таки началось противостояние?

— Причина в том, что у Васинкевича сложилась тяжелая финансовая ситуация и вкладывать свои средства в компанию он не хотел. Но вместо того, чтобы искать какие-то конструктивные решения – продажу третьей стороне или что-то еще — он выбрал, на мой взгляд, совершенно неконструктивный путь. Хотя мы, в общем, предлагали разные варианты. В общей сложности сделали несколько десятков предложений, но ни одно из них не было даже обсуждено.

— Известно, что Михаил Васинкевич подал на вас в суд в Лондоне с требованием выкупить эти 46% акций UlmartHolding. По некоторым данным он оценивает этот пакет чуть ли в 100 млн долларов. Но очевидно, что за такую сумму сейчас продать эти акции невозможно. Какие варианты решения этого вопроса у вас сейчас на столе?

— Сто миллионов долларов – это как раз та сумма, которую необходимо инвестировать в "Юлмарт" на первом этапе. Мы всегда говорили, что нужно вкладывать, а не заниматься выкупом — сейчас для этого не то время. Поэтому настаивали на том, что лучше всего сделать дополнительную эмиссию. Это позволило бы Васинкевичу остаться в понятной позиции, а потом ее продать.

— А во сколько сейчас можно оценить капитализацию всего "Юлмарта"?

— Если говорить о стоимости акционерного капитала компании, то сейчас, после всех произошедших событий, это совсем небольшие деньги. Я думаю, можно говорить о нескольких десятках миллионов долларов, поскольку требуются достаточно значительные суммы для того чтобы разбираться с собственными акционерными долгами. Тем не менее, потенциально стоимость компании высокая, но ее еще нужно реализовать. Это как сырой алмаз. Вот сколько он стоит? Сейчас – недорого. Но если его обработать, огранить, отшлифовать, то может получиться Кохинор.

— Уже почти четыре месяца из-за многочисленных разногласий акционеры "Юлмарта" никак не могут назначить нового генерального директора. Кто же реально управляет сейчас компанией и отвечает за ее операционную деятельность?

— Да у нас в компании отличная команда! А та ситуация, которая сложилась с назначением генерального директора, для нас не нова. Мы это уже проходили, в частности, в "Ленте", когда почти год у компании не было формального гендиректора. Но есть выданные доверенности, которые позволяют управлять и принимать решения. Кстати, по законодательству это может продолжаться хоть три года. По ряду вопросов менеджмент "Юлмарта" активно консультируется, в частности со мной. Иногда прислушивается, иногда – нет.

Самый сложный год у нас был 2015-й, когда компания много строила, открывала новые центры, запускала новые проекты. Мы прошли большие налоговые проверки, которые длились почти два года, прошли таможенную проверку. Но с начала нынешнего года наступил этап стабилизации и практически на сто процентов мы смогли сфокусироваться на бизнесе.

— На что вы собираетесь тратить инвестиции, помимо погашения долгов?

— Во-первых, это программа по переходу на новое программное обеспечение, она идет полным ходом. А во-вторых, у нас есть достаточно разумная стройка новых центров исполнения заказов.

— Недавно вы открыли новый такой центр на Пискаревском проспекте в Санкт-Петербурге. А сколько всего их должно быть?

— На Пискаревке – это уже на третий центр, в Москве мы сейчас строим, соответственно четвертый. Всего мы хотим в Питере открыть пять центров, и, наверное, десяток в Москве. Еще необходимо десяток или даже два в регионах. То есть на всю Россию нам точно нужно от 20 до 30 таких больших центров исполнения заказов. Но это наша программа только на ближайшие три-четыре года и выполнить ее вполне реально. В год совсем спокойно можно строить 2-3 коробки, а если ускориться, то можно и по 5-6.

— Новая стратегия "Юлмарта" предполагает создание многофункциональной комплексной e-commerce-экосистемы онлайн-продуктов, сервисов и услуг, объединенной на базе собственной логистической платформы. В чем ее суть?

— Мировой опыт интернет-торговли, показывает, что есть два пути развития. Первый – это создание платформы именно на базе логистики, когда есть свои склады, своя развозка курьерами и так далее. Этот путь, например, выбрал Amazon или китайский JD.com. А второй путь – это когда есть только электронная витрина. Так вот Россия сейчас идет по первому пути. Но здесь требуется полностью своя инфраструктура, на которой можно развивать все остальное. Скажем, Amazon и JD.com имея логистические платформы и торгуя самостоятельно, в конечном итоге развили и флеш-распродажи, и купоны, и другие форматы.

— А чем плох вариант, когда есть только электронная витрина?

— А вы посмотрите на Amazon и на eBay. Эти две компании начинали бизнес практически одновременно, причем eBay развивался без инфраструктуры и вроде бы гораздо быстрее. Они всегда смеялись на Amazon с их складами, упаковками и прочими вещами. Но в итоге, Amazon сейчас стоит почти в десять раз дороже, чем eBay. При этом Amazon сделал очень много чего лучше, чем eBay. Более того, инвестиционное сообщество понимает, что Amazon обладает позицией, которую в общем, не подбить. И не создать второй раз.

— На форуме "Деловой России" вы предложили Владимиру Путину создать российский аналог крупнейшего китайского онлайн-ритейлера Alibaba. Именно этот проект вы намерены реализовать в рамках новой стратегии "Юлмарта"?

— Скорее мы стремимся донести до всех правительственных органов информацию о том, что мы делаем, почему мы это делаем и как это может быть использовано для увеличения экспорта и создания каких-то национальных решений.

— И какова реакция наших чиновников, министерств?

— Мы видим сплошной позитив. Все понимают, что в ближайшие два года в России появится полноценный онлайн-ритейл и национальный маркет-плейс того или иного формата. Это может быть В2В, В2С или С2С. Всё это дозрело и вот-вот народится. У министерств и ведомств есть понимание, что рынок становится все более профессиональный и что интернет-торговли надо содействовать. В том числе, привести в порядок трансграничные операции.

— А кому будет принадлежать эта национальная платформа?

— Пока неизвестно. Надеемся, что нам.

— Успех Alibaba во многом связан с тем, что эта компания смогла на базе собственной платформы и технологий объединить большое количество производителей дешевых, прежде всего, китайских товаров с большим количеством потребителей. Но в России нет такого количества дешевых товаров. Мы вообще почти не производим ширпотреб…

— Здесь я вижу мир совсем иначе. Вот вам простой пример – производство автомобильных шин. Nokian построила новый завод в Санкт-Петербурге, Michelin — в Подмосковье, Continental – в Калуге. Всего же за последние 10 лет у нас появилось не менее пяти абсолютно новых производств — почти столько же, сколько было в СССР. И это только шины. Но то же самое происходит в других отраслях. Например, Polaris собирается строить завод по выпуску бытовой техники в Подмосковье, Supra уже имеет завод в Калининграде и собирается открыть новый. Там же, в Калининграде собирает игровые приставки General Satellite. То есть нельзя говорить, что мы ничего не выпускаем: производства есть. Другое дело, что это оригинальные товары и совсем дешево они стоить не могут, в отличие от всевозможных подделок, реплик, вариаций, которые предлагают китайские интернет-магазины.

— Иными словами, успех Alibaba в России обеспечили китайские производители реплик, вариаций и подделок…

— Китай в этом плане, конечно, лидирует. И это играло на руку Alibaba. Но это, так сказать, плохая кэш-карма. Продажи подделок рано или поздно сойдут на нет. А вот неподдельные китайские товары популярностью у наших покупателей пользуются все меньше и меньше. Любопытный факт: китайский JD.com предлагая все китайские товары – вроде как все то же самое, что и Alibaba — заручившись при этом поддержкой Почты России и будучи в партнерстве с нами, по сути, полностью провалил продажи в нашей стране. То есть он не занял даже 10% рынка.

Еще один интересный момент заключается в том, что в первом полугодии этого года количество посылок поступающих в нашу страну удвоилось, но их общая стоимость почти не изменилась. То есть люди заказывают в основном какие-то мелочи вроде зарядок для iPhone, которые из-за плохого качества сгорают, забирая с собой душу iPhone в цифровой рай. Но долго так продолжаться не может. Обжегшись в прямом смысле слова на таком товаре, больше наш покупатель заказывать его не будет. Кроме того, поддельную продукцию в самом Китае постепенно начинают прижимать. Вот и получается, что неподдельная тематика уже не нужна, а поддельной скоро не будет. Поэтому я считаю, что у Alibaba лучшие времена в России уже позади. Его эпоха у нас заканчивается и уже со следующего года начнется очень заметное падение продаж.

— Но это произойдет скорее из-за того, что покупки во всех иностранных интернет-магазинах со следующего года будут облагаться НДС.

— В том числе. Но именно так и должно быть. Так ситуация, которая есть сейчас прямо препятствует инвестициям в российский интернет-ритейл. Еще недавно все думали о том, что как бы построить склады в Финляндии, в Эстонии, в Польше и Китае. А почему нет, если любой товар можно было ввозить без уплаты НДС, без пошлины.

— Сейчас на трансграничные операции приходится примерно 35% от общего объема рынка интернет-торговли в России. После введения НДС иностранцы смогут сохранить эту долю?

— Нет, она будет резко сокращаться. Думаю, в ближайшие два года она снизится до 10%. Мы за это время планируем в два-три раза увеличить оборот, может быть вырастет кто-то еще. Но не иностранцы.

— Наши чиновники все время обсуждают варианты, как увеличить экспорт российских товаров при помощи онлайн-торговли. Проблема, однако, в том, что западные потребители зачастую не доверяют качеству российской продукции, они не знают, как ее быстро поменять, да и сама система устроена так, что далеко не всегда гарантирует возврат. Как на ваш взгляд эта проблема может быть решена?

— Возьмем какой-нибудь обычный товар, например, лезвия для бритв Gillette, которые производятся на заводе Gillette в Санкт-Петербурге. Сегодня финну, шведу, эстонцу или даже поляку не купить эффективным способом эти лезвия, произведенные в Петербурге. Во всяком случае, сделать это будет сложно. Хотя эти лезвия после падения курса рубля у нас стоят примерно в два раза дешевле, чем у них. То же самое с подгузниками, и вообще с огромным количеством потребительских товаров, которые производятся в России, в том числе крупными международными компаниями. На сегодня такого мощного потока этих товаров за границу, объемом скажем, в десятки миллиардов рублей, пока нет. Но спрос в принципе есть. Может быть эти лезвия не поедут в Мексику, но вот в Скандинавию, страны Балтии, Польшу, Турцию – вполне могли бы. Мое понимание состоит в том, что через пару-тройку лет будет достаточно интенсивный экспорт этих товаров. Например, у "Юлмарта" будет центр исполнения заказов в Выборге, куда на следующий день будут приезжать покупатели из Финляндии и забирать свои покупки. Либо мы организуем там пункт выдачи, либо при упрощении экспортного таможенного законодательства будем отправлять прямо в Финляндию.

— Какие стратегические преимущества у "Юлмарта" перед другими интернет-магазинами, в том числе иностранными?

— "Юлмарт" — это дистанционная торговля уже пятого поколения, если вести отсчет от каталогов 1880-х годов. То есть всё, что вы видите на экране в интернете, вам доступно сегодня или завтра. Это заметно быстрее, чем на Западе. Все-таки западный опыт – это, скорее, доставка за 2-3 рабочих дня, а восточный опыт – это, как правило, на завтра.

Еще один важный момент – это торговая маржа. У нас она 20%. То есть у нас дешевле и быстрее. Ну, и, конечно, последний фактор – это надежность. Потому, что декларировать можно все что угодно, но главное — исполнять.

— А чем достигается конкурентная цена?

— Тем, что все наши центры исполнения заказов – это центры прибыли, тогда как в классике такие центры существует в виде складов. То есть не генерируют выручку и являются центрами затрат.

— То есть у вас там товар почти не хранится?

— Товар, конечно, хранится. Возьмем центр Пискаревский. Если бы он был в километре от кольца, то его бы никто не видел и, соответственно он был бы мало кому доступен. Иными словами это был бы обычный склад, который стал бы центром затрат с арендными платежами, зарплатой персонала и проч. Но как только мы поставили его на кольцо и сделали сервисные зоны, он помимо всего прочего стал привлекать покупателей, торговать сам, и соответственно зарабатывать деньги.  

— То есть это просто удачное расположение?

— Это еще и другая технология. А что касается расположения, то да, он должен быть виден клиенту и доступен для него.

— А почему так важна скорость доставки товара?

— Потому что если не доставлять товар сегодня или завтра, то уже послезавтра у вас будет несколько процентов отказов, а на третий-четвертый день процент таких отказов увеличится до трети.

— А возвраты или обмены тоже надо проводить за сутки?

— Опять же, либо сегодня, либо завтра. Вообще в онлайн-торговле возвраты – это очень большая проблема, и тот, кто сможет ее решить, будет на коне. Мы, например, создали очень мощную систему по обслуживанию возвратов – у нас этим делом занимается порядка 250 человек. Это очень сложный процесс, но другого пути нет. Покупателю должно быть понятно, где возвращать и где обменивать товар, а также где ему к нам обратиться.

— Но для этого 30 центров на всю Россию явно недостаточно. Будете строить еще?

— Пятое поколение подразумевает, что все ходовые позиции мы должны держать как можно ближе к потребителю. Наверное, сами пункты выдачи заказов в будущем будут организованы в городах с численностью населения до 50-70 тысяч человек. То есть там будет небольшой центр, площадью порядка 2-4 тысяч квадратных метров. Соответственно оттуда товары будут доставляться по малым городам всего региона. И будут такие большие центры исполнения заказов как на Пискаревском проспекте. Очень важно чтобы для каждого населенного пункта небольшого размера были доступны миллионы товаров, чтобы они быстро доставлялись и чтобы покупатели могли их приобретать в разных торговых форматах – флеш-распродаж, аукционов, лотерей, купонов и так далее. То есть это будет такая еще и мультиформатная торговля.

— Для чего это нужно?

— Потому что есть разные аудитории потребителей и со всеми ними нужно работать.

— Западные онлайн-ритейлеры тоже используют все эти форматы и не исключено, что рано или поздно они придут в Россию, организуют здесь бизнес. Как это повлияет на ситуацию на рынке?

— На Западе и на Востоке все эти ниши — купонных продаж, флеш-распродаж, обычного онлайн-ритейла или классического маркет-плейса, занимают отдельные компании. В том числе потому, что сами эти ниши достаточно велики. В России, видимо, емкости рынка им не хватит. Думаю, что у нас не будет отдельных компаний типа Gruppon и тому подобных, а будет один, скажем так, гигант. То есть продажи музыки, книг, видео и прочего будет на одной платформе.

— Не секрет, что вы лично как раз инвестируете в компании типа Zvooq, сервисы по продаже книг и проч. Это делается для того чтобы потом объединить их все в рамках одной большой платформы?

— Во всяком случае, мы постараемся сделать так, чтобы для наших покупателей всё это было удобно и бесшовно. Чтобы все было доступно на кончиках пальцев: хочешь автозапчасти купить, хочешь – музыку послушать или книги почитать.

— На какие показатели продаж "Юлмарт" выйдет в этом году?

— Несмотря на все искусственно создаваемые нам сложности мы вроде бы должны выйти на выручку порядка 60 млрд рублей. А в следующем году надеемся уже подобраться к 100 млрд рублей.

— А когда компания начнет приносить прибыль?

— Вообще, в 2009-2010 года, до начала своего мощного развития "Юлмарт" уже приносил прибыль. Но потом мы стали открывать новые центры, расширять бизнес и, соответственно, ушли в минус. Надо понимать, чтобы расторговаться одному такому центру как Пискаревский, потребуется как минимум год. Но мы полны оптимизма, надеемся, что через год-два компания уже выйдет как минимум на безубыточность. Если этого не произойдет, то съем шоколадный галстук.

— Вы сохраняете планы провести IPO?

— При благоприятном развитии событий нынешний акционерный конфликт в течение нескольких месяцев удастся завершить. Как только это произойдет вполне можно попробовать продать 10% акций компании на Московской бирже, тем более что последнее крупное размещение акций "РуссНефти" оказалось удачным. Можно, конечно попробовать разместиться и на зарубежных площадках, но там как правило есть условие по free-float, он должен составлять 20-25%.

— Сколько средств надеетесь привлечь?

— Ну привлекать надо сотни миллионов долларов. И инвестировать их в дальнейшее развитие компании.

— А какова стратегическая цель у "Юлмарта"?

— "Юлмарт" должен стать триллионной компанией, условно говоря, догнать по выручку "Магнит" или X5.

— Но в ближайшие годы вам вряд ли вам удастся добиться таких показателей…

— Все может быть. Если поднапрячься, то шансы есть.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments