Республиканское агентство по печати и массовым коммуникациям предложило президенту РТ Рустаму Минниханову открыть в Казани 260 медиацентров для распространения печатной продукции, оплаты штрафов и покупки билетов. На это требуется 78 млн. рублей. По сути, речь идет о создании крупнейшей сети киосков, вдвое большей по числу точек, чем у ближайшего конкурента — "Горпечати". Проект инвестиционный, но требует преференций со стороны муниципальной власти. Игроки отрасли и эксперты "БИЗНЕС Online" восприняли идею с пониманием, хотя отметили, что оплачивать штрафы или покупать билеты можно было и через уже созданную сеть инфоматов, не говоря уже про интернет.

На прошедшей неделе в Казани на коллегии Республиканского агентства по печати и массовым коммуникациям "Татмедиа" его руководитель Ирек Миннахметов озвучил новую идею по развитию розничной продажи печатной продукции — строительство сети медиацентров в Казани и республике. "Одним из критериев развитого города или региона является высокий уровень распространения печатной продукции. Это способствует привитию читательского навыка и, что немаловажно, служит развитию местных редакций периодических изданий, — подвел Миннахметов к теме. — На сегодня нами изучен опыт ведущих регионов России в этом вопросе и разработан проект распространения розничной печатной продукции с помощью сети медиацентров. Главными составляющими медиацентров станут бесплатный WI-FI, оплата услуг ЖКХ, штрафов, продажа газет, журналов, книг и иной печатной продукции, электронные услуги по подписке, продажа билетов и тому подобное". Как отметил глава республиканского агентства, проект — инвестиционный, государственной финансовой поддержки не потребует.

Параметры — площадь, инвестиции и прочее — пока неизвестны, однако, обратившись к президенту РТ Рустаму Минниханову, Миннахметов сообщил, что в случае одобрения проекта агенство "Татмедиа" готово в кратчайшие сроки представить подробный план работы и стоимость реализации проекта в Казани с последующим распространением по всей республике.

Тем временем президент не отверг, но и не одобрил идею, подчеркнув, что проект надо доработать. "В Казани много торговых центров, супермаркетов. Надо выйти на них, чтобы там представляли площадки для розницы печатных изданий. Где студенты, университеты. Там, где скопление людей, — в больницах. Надо увязать проект с книгами", — отметил Минниханов, намекнув, что после массового сноса киосков поддерживать строительство новых подобных объектов государство в лице "Татмедиа" должно в последнюю очередь. Важная задача проекта — найти золотую середину между его социальной и коммерческой составляющей, подчеркнул президент.

— Когда мы презентовали медиакиоски, это была лишь одна из идей, — признался в интервью "БИЗНЕС Online" генеральный директор ОАО "Татмедиа" Фарит Шагиахметов. — Есть июльское письмо министра связи и массовых коммуникаций Никифорова рекомендательного характера о том, сколько должно быть киосков на тысячу населения. Но муниципалитет по 121-му федеральному закону не обязан брать это дело под козырек. Нашим предложением было принять на уровне республики рекомендательный для муниципалитетов документ, который бы предполагал некоторые преференции для газетно-журнальной продукции (ГЖП). Например, выделение площадей, подключение к электроэнергии и прочее. Все это нужно сделать на конкурсной основе. Предлагаются бизнес-модели киосков, которые муниципалитет проводит на конкурсной основе, определяет, насколько они впишутся в архитектуру города, насколько будут окупаемы. В итоге это же будут налоги для муниципалитета.

По словам Шагиахметова, проект предполагает создание 260 киосков в Казани. "По моему глубокому убеждению, в Казани должно быть 800 киосков. Для примера: сегодня три основных оператора — "Идель пресс", "Экспресс Печать" и "Горпечать" — всего имеют в Казани 220 киосков. Одна только "Роспечать", к примеру, в Нижнем Новгороде имеет 600 киосков, в Липецке на 250 тысяч населения — 177 киосков. Казани для того, чтобы чувствовать себя продвинутым европейским читающим городом, надо примерно 800 киосков. Мы пока предлагаем для старта 260 киосков. Проект должен быть реализован после организованной муниципалитетом конкурсной процедуры", — сообщил он.

"Президент сказал, что киоски нужно ставить не только на проезжей части, но и в пешеходных местах. Тогда количество будет меньше, потому что скверов в Казани не так много. А я предполагал, что киоски должны быть в шаговой доступности", — ответил на вопрос "БИЗНЕС Online" о расположении киосков Шагиахметов.

Что касается стоимости, то, по его словам, цифра будет зависеть от того, какие преференции даст муниципалитет. "Вообще сумма изготовления одного медиацентра составит в пределах 250 — 300 тысяч рублей. Плюс подключение к электроэнергии, аренда земли, другие условия. В том же самом Липецке губернатор и мэр города сделали муниципальную преференцию: 12,5 рублей за один квадратный метр аренды. В Казани, для понимания, это 800 — 1000 рублей за квадратный метр, — уточнил гендиректор ОАО "Татмедиа". — Чтобы было решение о реализации проекта, нужно, чтобы руководство республики издало какой-то регулирующий, нормативный документ. Просто так по письму минкомсвязи муниципалитеты ничего делать не будут".

Предполагается, что эта модель — окупаемая. "Газетно-журнальная продукция — это не сигареты и не алкоголь, чтобы быстро получить прибыль. Поэтому думаю, что понадобится лет пять для окупаемости. В Москве пошли по следующему пути: убрали всю наружную рекламу (перетяжки, билборды), и сейчас сделали так, что три наружные стороны киосков содержат рекламу. Бизнес-структуры, занимающиеся наружкой, инвестировали в киосковые сети. В итоге Собянин получил красивые киоски и вписываемую в город наружную рекламу, — есть такие формы работы. Надо устанавливать современные мультимедийные центры и уходить от киосков в их прежнем виде", — подытожил Шагиахаметов.

По данным 2012 года, Казань находилась на последних местах по показателям их количества на душу населения по стране: всего один киоск на 4,5 тыс. человек вместо одного киоска на тысячу человек. В лидерах по количеству газетных киосков — Екатеринбург, Самара и Саратов. В целом по России за 5 лет количество киосков сократилось с 42 тыс. до 31 тысячи.

В конце 2012 года наша газета публиковала подробное интервью с руководителем "Горпечати", в котором он еще тогда описывал плачевное состояние отрасли распространения печатной продукции. Тогда же рассказывалось и о кампании по ликвидации в Казани киосков.

По данным на август 2013 года, у "Союзпечати" было 45 киосков вместо 67 в 2012-м, у "Экспресс Печати" — 66 вместо 117. Лидером остается "Горпечать" — более 100 киосков. По информации республиканских СМИ, за последние 10 лет количество киосков сократилось здесь вдвое.

Последнее предложение минкомсвязи по поддержке розничной торговли печатной продукцией вышло в августе 2013 года. Министр связи и массовых коммуникаций РФ Николай Никифоров своим приказом рекомендовал муниципальным властям городов-миллионников открывать не менее одного газетного киоска на 1 тыс. человек, установить для него арендную плату в размере 30 рублей за 1 кв. м и проводить аукционы на земельные участки под газетные киоски только между компаниями-продавцами прессы.

Газета "БИЗНЕС Online" узнала мнения экспертов о новом формате торговли на медиарынке.

Денис Валеев — генеральный продюсер компании "Билетти":

— Что касается продажи печатной продукции, сам печатный сектор сейчас "медленно и красиво" угасает, переходя в интернет. Понимаю задачу повышения продаж государственных газет и журналов. Мне кажется, было бы целесообразнее отладить взаимодействие и партнерство "Татмедиа" с существующими сетями многочисленных киосков "Горпечать" и "Экспресс Печать", чем создавать заведомо нерентабельную сеть и конкурировать с уже существующими бизнесами. Трудно сказать, что эти бизнесы сегодня процветают.

Повышение продаж газет и журналов — это системная задача, в ней много элементов. Рост продаж зависит не только от развития розницы, но и от предлагаемого контента. Контент зависит от качества журналистских кадров. Тут одними красивыми вывесками и мультимедийными экранами не отделаешься.

Предложенный Миннахметовым спектр сопутствующих услуг в указанных медиацентрах очень легко развернуть с помощью дальнейшего развития сети терминалов государственных услуг Татарстана. С помощью терминалов госуслуг уже сегодня можно не только оплатить штрафы, налоги и услуги ЖКХ, но и купить билеты на концерты ГБКЗ им. Сайдашева, театр им. Камала, театра кукол и ТЮЗ. Пилотная часть этого проекта уже завершена и в течение ближайших месяцев спектр продвигаемых через терминалы и портал госуслуг билетов значительно увеличится.

Кроме терминалов госуслуг, билеты на концерты и спектакли Казани уже сейчас можно купить на портале uslugi.tatar.ru. Это уникальный проект, и то, что мы сейчас делаем в Татарстане, не имеет аналогов ни в России, ни в мире.

Зуфар Хакимзянов — директор ОАО "Горпечать":

— Реализация проекта с медиацентрами, как их позиционирует "Татмедиа", в анонсированном формате и с заявленными услугами, будет откровением для отрасли. Синергия от совокупности услуг, уверен, гарантирует коммерческий успех. А в том виде, в котором они представлены на слайде — это как минимум не испортит облик Казани, а еще более приблизит к развитым европейским странам.

Какова сегодня ситуация с розничным распространением печатных изданий в Казани? Здесь согласен с позицией Геннадия Наумова — главного редактора "Аргументов недели" в Татарстане: "Тут надо сказать "спасибо" государству, которое нанесло по киоскам серьезные удары. Первый — их лишили "вмененки", переведя на классическую систему уплаты налогов, с НДС и так далее. Второй — резкое увеличение социальных налогов. Владимиру Путину на пресс-конференции был задан об этом вопрос. К сожалению, ответ прозвучал очень неконкретно: надо подумать. Хотя эксперты давно заявляют, что киоски нужно вернуть на "вмененку". Цена вопроса для государства — меньше цены покупки одного футбольного легионера".

Сейчас достаточно тяжело. И думаю новые форматы и подходы оказания услуг распространения, озвученные "Татмедиа", — неплохой выход из ситуации. Концепция медиацентров, по крайней мере, обеспечит солидный покупательский трафик.

У меня нет такой позиции, что люди не готовы покупать газеты и журналы. Уверен, что с доведением до стандартов дистрибуции, сложившихся на успешных рынках, ситуация по тиражам у издателей изменится в положительную сторону, причем значительно..

Станут ли медиакиоски конкурентами для существующих киосков "Горпечати" — ответ очевиден. Чтобы остаться в тренде отрасли, как минимум необходимо двигаться, причем, я так понимаю, очень оперативно, в этом же направлении.

Александр Латышев — главный редактор газеты "Республика Татарстан":

— Этой идее даст оценку жизнь, но то, что нужно менять ситуацию, — совершенно очевидно. Те киоски, которые были раньше, совершенно не отвечают требованиям. Сначала в них продавали газеты и журналы, затем — начиная от стирального порошка чуть ли не до алкогольной продукции. Это отражение нашей объективной реальности. Во-вторых, это признак того, что существующая форма общения с читательской аудиторией себя изжила. Предлагаемые медиацентры могут стать тем новым, что необходимо.

Население должно привыкнуть к ним, а для этого необходимо применять усилия: широко рекламировать, пропагандировать, разъяснять, что это такое и с чем его едят. Активнее всего на это откликнется априори молодежь. Взрослое и пожилое население меньше воспримет это все.

Помню, что у администрации Казани была идея создать рекреационные центры отдыха, где нашли бы место и киоски для продажи периодики в розницу, стояли скамеечки, но так и не реализовалась. Хотя идея была неплохая. Новая идея с медиацентрами — это плюс. Для начала можно построить его и посмотреть, будет ли население его воспринимать. Мы как представители прессы очень в этом заинтересованы.

Я не надеюсь на то, что произойдет рост тиражей с появлением медиацентров. У нас другая практика в течение уже нескольких лет: мы активно заключаем договоры со всеми пунктами, где есть население. Это бензоколонки, театры, фойе присутственных мест официальных учреждений, вокзалы, аэропорт. На этой ниве мы пожинаем хорошие плоды: треть тиража идет в розницу. Мы шагнули в другие города, начали применять такие формы в Нижнекамске. Это тяжело, но другого пути я не вижу. А новые медиацентры станут еще одним подспорьем, будем надеяться, что и нам поможет.

Справка

ОАО "Татмедиа"

Крупная региональная медиакомпания в Республике Татарстан.

На сегодняшний день ОАО "Татмедиа" объединяет 130 средств массовой информации: 61 газета, 10 журналов, 28 телекомпаний, 19 радиостанций, 1 информационное агентство, 1 электронная газета и другое. В состав компании входит крупнейший в Поволжье издательский комплекс "Идел-Пресс". Выручка в 2013 году — 1,3 млрд. рублей.

Основные направления деятельности компании: производство и распространение газет, журналов, теле- и радиопрограмм, фильмов и иной продукции средств массовой информации; рекламная деятельность в средствах массовой информации, действующих на территории Татарстана; предоставление газетной площади, эфирного времени и других возможностей информирования населения; организация и проведение пресс-конференций.

Филиалы ОАО "Татмедиа" (телерадиокомпании, печатные СМИ) присутствуют в каждом районе РТ.

В конце октября 2013 года генеральным директором был назначен Фарит Шагиахметов.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments