Холдинг "Киевхлеб", один из крупнейших производителей хлеба и хлебобулочных изделий в стране, выиграл тендер Киевгорадминистрации на создание в столице сети магазинов. Проект предусматривает формирование сети из 200 киосков во всех районах столицы, 70% ассортимента которых должны составлять популярные сорта хлеба. Инвестиционный договор должен быть подписан в ближайшее время, реализация проекта займет до четырех месяцев с момента вступления в силу договора.
Как рассказал Forbes генеральный директор "Киевхлеба" Владимир Череда, изначально, инициируя инвестпроект, КГГА преследовала основную цель удержать цены на хлеб, не будучи полностью информированной относительно причин их роста. В свою очередь, компания была заинтересована в проекте, в том числе, и для закрепления позиций на столичном рынке хлеба.
Общий бюджет проекта – 46 млн гривен. В разговоре с Forbes Череда подтвердил эту сумму, но отказался уточнить вложения в каждый магазин. Ранее Роман Распопов, генеральный директор "АПК-Инвест", развивающей сеть магазинов "М’ясна весна", оценивал инвестиции в каждую точку средней площадью 50 кв. м в 200-250 тыс. гривен. Из расчета бюджета проекта хлебных киосков в 46 млн гривен каждая из 200 точек обойдется в сопоставимую сумму – 230 тыс. гривен.
Максимальный объем продаж в одной точке "Киевхлеб" оценивает в 300 кг, или 60 тонн во всей сети. Предприятие выпускает в сутки около 600 тонн продукции, то есть на профильную розницу будет приходиться 10%. "Но это будет наша небольшая площадка, где мы сможем предложить киевлянам новые сорта, новые виды продукции", – объясняет топ-менеджер.
В тендере участвовало пять компаний, среди которых – холдинг "Кулиничи" Владимира Мисика. "Конкурс проводился достаточно прозрачно, в присутствии прессы. Всем участникам конкурса были предоставлены одинаковые условия, и наши предложения были лучшие, – отмечает Череда. – Никакого подыгрывания не было".
Александр Васильченко, генеральный директор объединения "Укрхлебпром", считает, что при определении победителя организаторы тендера принимали во внимание логистический фактор и наличие у "Киевхлеба" производств непосредственно в черте города. "Хлеб – продукт микрорегионального назначения. Учитывая сроки реализации, его нецелесообразно транспортировать из пригорода или другого региона, – поясняет он. – Кроме того, близость производства позволяет оперативно реагировать на колебания спроса". По его мнению, основная цель "Киевхлеба" – получение гарантированного рынка сбыта.
Фиксированные цены
Согласно условиям конкурса, победитель обязан в течение года продавать хлеб по ценам, зафиксированным на середину августа 2014 года. 18 августа "Киевхлеб" повысил цены на 30 копеек на социальные сорта хлеба, и на 30-90 копеек – на остальную продукцию.
Сохранить фиксированную цену в условиях нестабильного курса гривны и зависимости стоимости муки от урожая, и соответственно, погодных условий, задача трудновыполнимая. "В Украине сейчас настолько искажена ситуация с ценообразованием, что даже цена укропа на базаре привязана к доллару или евро. Мы действительно сейчас очень зависим от курса, потому что наши поставщики оборудования – предприятия ЕС", – подчеркивает Владимир Череда.
Тем не менее, он рассчитывает сохранить стоимость социальных сортов на оговоренном КГГА уровне за счет продажи в киосках и несоциальных сортов хлеба. "Будем выводить новое поколение [продукции], будем рекламировать его в этом направлении. Конечно, эти хлеба будут дороже", – говорит Череда. Среди таких видов продукции он называет линейку "прибалтийских хлебов" и торты, сушки, печенье.
Александр Васильченко уверен – как минимум до конца маркетингового года конъюнктура зернового рынка позволяет "Киевхлебу" удержать цены. В дальнейшем цены могут сдерживать поставки дешевой муки из Аграрного фонда. "В прошлом сезоне АФ поставил около 25% от общей потребности рынка в муке", – напоминает он, подчеркивая, что при разнице интервенционной и рыночной стоимости муки в 300-400 грн/тонна госоператор способен оказывать существенное влияние на рынок хлеба. "Кроме того, в собственной сети можно контролировать торговую надбавку, и за счет этого обеспечивать относительное удешевление продукции", – объясняет он.
На сегодня в столичном регионе активно развивают фирменную торговлю львовская компания "Барком" (сеть "Родинна ковбаска") и Комплекс "Агромарс" ("Гаврилівські курчата"). Что может подорвать развитие отраслевой розницы – это расширение форматов современной розничной торговли, в частности, "магазинов у дома", которые нивелируют необходимость в торговых точках с моноассортиментом.
Запуская проект, КГГА могла преследовать не социальные, а политические цели. "Они понимают, что, возможно, через неполный год будут выборы [местных органов власти]. А, наверное, наше общество все еще измеряет социальную политику ценой на хлеб", – предполагает Череда.