У ресторанного холдинга Yum! Brands (бренды KFC и Pizza Hut), управляющего 297 заведениями в РФ, новая стратегия. Компания решила развивать рестораны не только на арендуемых площадях, но и выкупая их в собственность. Аренда обходится рестораторам дешевле, зато собственные помещения позволяют застраховаться, в частности, от роста арендных платежей.
Первые сделки по покупке недвижимости под собственные рестораны Yum! Brands Russia заключены в Омске и Новосибирске, рассказали "Ъ" в компании. В Новосибирске были приобретены 363 кв. м на улице Дуси Ковальчук, сейчас там работает собственный ресторан под брендом KFC. В Омске компания приобрела сравнимую по площади часть здания, где после ремонта также откроется заведение KFC. "До конца 2015 года на собственных площадях в Москве и регионах откроются десять ресторанов",— говорит генеральный директор Yum! Brands Russia Олег Писклов. Намерения выкупать помещения он объясняет тем, что часто собственная недвижимость обеспечивает более высокий возврат инвестиций по сравнению с арендой. "Кроме того, у нас есть доступ к финансированию от материнской компании Yum! Brands Inc.",— добавляет господин Писклов.
По его словам, желание купить помещение помогает быстрее найти подходящий вариант для ресторана, так как владельцы недвижимости предпочитают продажу аренде. "Это выгодно как с экономической, так и со стратегической точек зрения: Yum! Brands Inc. рассматривает российский рынок как перспективный",— добавляет Олег Писклов. По его словам, компании интересны встроенные помещения и отдельно стоящие здания площадью от 100 до 350 кв. м, а также земельные участки под самостоятельную застройку своими силами или при помощи подрядчика. Важна прилегающая территория и наличие парковки.
Yum! Brands Russia развивает в России 297 ресторанов, в планах увеличить их количество до 450 к 2015 году. Выручка глобальной Yum! Brands (развивает бренды KFC, Pizza Hut и Taco Bell; 40 тыс. ресторанов по всему миру) в 2013 году снизилась на 4%, до $13,1 млрд, чистая прибыль — на 32%, до $1,09 млрд. Стоимость активов на конец 2013 года — $8,7 млрд, долг — $6,4 млрд. Финансовые показатели в РФ компания не раскрывает, но указывает, что выручка в четвертом квартале прошлого года выросла на 47%, а продажи в целом за год — на 48%.
Традиционно рестораторы, независимо от формата, который они развивают — фастфуд или casual dining,— арендуют помещения под свои заведения. "Это повышает мобильность, позволяет быстрее реагировать на изменения трафика потенциальных посетителей и снижает порог вхождения на рынок — покупать недвижимость дороже, чем арендовать в тот же момент",— объясняет топ-менеджер одного из столичных ресторанных холдингов. "Мы работаем преимущественно по арендной схеме",— говорит директор по развитию Burger King Russia (210 ресторанов) Анжелика Лосева, объясняя это тем, что компания ориентирована на количественное развитие и параллельное улучшение качества сервиса. "Покупка помещений — это правильная схема управления недвижимостью, но требует долгосрочных инвестиций",— считает госпожа Лосева. По ее словам, компания готова рассматривать предложения о выкупе помещений. Средняя ставка аренды ресторана быстрого питания в Москве обходится в $800-900 за 1 кв. м в год, оценивает управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев.
По оценкам исполнительного директора компании "Ресткон" Андрея Петракова, в эффективной бизнес-модели расходы ресторана на аренду не выходят за 25% от общей суммы. "Лучше, когда 17-20%",— уточняет он, добавляя, что рестораторы обычно не покупают помещения из-за высокой цены. "Но это имеет смысл, так как даже если ресторан прогорит, недвижимость будет ликвидным активом, который можно продать или снова сдать в аренду. Кроме того, это страховка от роста арендных ставок",— говорит господин Петраков.