Один из крупнейших российских розничных операторов X5 Retail Group вчера объявил о планах расширения присутствия на рынке ритейла в Башкирии. Менеджмент компании провел встречу с владельцами и руководством местных магазинов шаговой доступности, в которой приняли участие более 70 человек. Директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group Михаил Сусов рассказал, что, начиная с 2011 года, компания намерена открывать в Башкирии не менее 30 магазинов «всех своих форматов» в год, при этом «стратегический упор» сделать «на универсамы эконом-класса «Пятерочка». Потенциально франчайзи-партнерами группы могут стать участники рынка в населенных пунктах с количеством жителей более 5 тыс. человек, пояснил господин Сусов. На сегодняшний день сеть X5 Retail Group представлена 56 магазинами «Пятерочка» (эксклюзивный договор на использование бренда в РБ до 2012 года имеет уфимское ООО «Салют-Торг» бизнесмена Ильдара Гарифуллина), тремя супермаркетами «Перекресток» и одним гипермаркетом «Карусель» («Перекресток» и «Карусель» в Башкирии являются собственностью Х5).
Начальник отдела продаж департамента коммерческой концессии X5 Retail Group Сергей Ильинский ознакомил потенциальных франчайзи с арифметикой инвестиций. По его словам, объем вложений в открытие одного магазина в зависимости от его размера составит 40–100 млн. руб., срок окупаемости — 3–4 года. При этом ритейлер готов взять на себя содействие в оформлении партнерам банковских кредитов на развитие бизнеса, а также, по словам господина Ильинского, закрепить в договорах, минимальный срок действия которых составит пять лет, право выкупа франчайзи торговой точки «по хорошей цене». Правда, «об этом необходимо договариваться на берегу»,— резюмировал господин Ильинский.
Представитель ритейлера также сообщил, что вчера прошли переговоры с минсельхозом Башкирии. На них было решено создать единую базу местных товаропроизводителей, которые могли бы участвовать в электронных торгах на поставку продукции в магазины сети Х5. Группа также планирует размещать на местных предприятиях заказы на производство товаров, производимых под брендами сети. По словам господина Сусова, результаты договоренностей будут закреплены в виде соглашения с региональными властями уже в «течение этого квартала», но оговорился, что на выполнение его пунктов уйдет «год или два».
Неожиданностью стало заявление Михаила Сусова о том, что X5 Retail Group не доволен сотрудничеством со своим нынешним франчайзи по сети «Пятерочка» — уфимским ООО «Салют-Торг» бизнесмена Ильдара Гарифуллина (также через аффиллированные структуры, по данным участников рынка, владеет ЗАО «Башбакалея» и управляет сетью «Ростикс» в Уфе). В разговоре с „Ъ“ Сергей Ильинский назвал выбранную в 2002 году модель франчайзингового договора с господином Гарифуллиным «ошибочной», так как она позволила партнеру, по сути, «делать собственный магазин», используя бренд «Пятерочка».
Наблюдатели считают, что одной из причин похолодания отношений между партнерами мог стать вывод части магазинов «Пятерочка» в 2008 году под бренд «Байрам», владельцем которого являются структуры, аффиллированные с Ильдаром Гарифуллиным. Михаил Сусов вчера предпочел подробно не останавливаться на этой теме, предположив, что «ему самому (Ильдару Гарифуллину — „Ъ“) не комфортно от того, что он сделал». Выходов из ситуации, по оценкам Михаила Сусова, может быть два: «Мы или по-дружески разойдемся, или найдем новую модель взаимодействия». Ильдар Гарифуллин вчера заявил „Ъ“, что условия договора сотрудничества с X5 на память не помнит, но «с уважением отнесется» к любому решению, которое примет ритейлер.
Предприниматели, приглашенные на встречу с франчайзером, отреагировали на его предложения сдержанно. Один из владельцев магазина шаговой доступности из Уфы дал понять, что не видит в них интереса, так как цены в его магазине не выше, чем в «Пятерочке». Несколько участников встречи покинули зал задолго до ее окончания.
В мэрии Уфы, впрочем, полагают, что предложение X5 будет востребовано участниками рынка. По словам заместителя главы администрации города Марата Галиуллина, курирующего потребительский рынок, сегодня на долю сетевиков в столице Башкирии приходится лишь 20% товарооборота продуктовой розницы, между тем, «заинтересованность в развитии сетевых магазинов у горожан есть», так как «наблюдается переток покупателей от рынков к сетевикам».
Эту точку зрения разделил аналитик УК «Финам Менеджмент» Максим Клягин. По его мнению, ответ на предложение развития франчайзинговой сети X5 в Башкирии «будет положительным», так как в «большинстве регионов» сохраняется «дефицит качественных торговых объектов с широким ассортиментом и приемлемым уровнем сервиса». «Башкирия, несмотря на достаточно высокий показатель обеспеченности торговыми площадями, особенно в Уфе, в целом не является исключением. Здесь сохраняется потенциал для дальнейшего динамичного развития рынка розничной торговли»,— рассуждает эксперт. При этом, оговорился он, развитие франчайзинговых проектов и для франчайзера, и для франчайзи наряду с плюсами в виде отсутствия серьезных рисков имеет и «определенные недостатки». Главным из них для продавца франшизы является «сравнительно невысокий доход» от подобных проектов, для приобретателя — «необходимые платежи франшизодателю» и «контролирующие функции франшизодателя, которые некоторым предпринимателям могут показаться обременительными».