Потребительские цены росли, растут и будут расти. Такой неутешительный прогноз на ближайший год дают абсолютное большинство аналитиков. Причины они называют самые разные, но главные — это дорожающий импорт и падающее потребление.
По прогнозу министра финансов России Алексея Кудрина, инфляция в 2009 году составит 13%. Эта цифра слишком оптимистична, считают эксперты. Так, например, не совсем далекий от аппарата власти нынешний глава Сбербанка Герман Греф говорит об инфляции на уровне 20 — 30%, если государство будет направлять средства стабилизационного фонда в экономику, например, на поддержку ипотечного сектора. Пока чиновники и аналитики дают прогнозы, цены на потребительском рынке страны растут пугающими темпами.
По данным Росстата, инфляция в России за 2008 год составила 13,3%, в январе 2009 года цены выросли еще на 2,4%. Для сравнения: в Бразилии инфляция находится на уровне 5,9%, в Великобритании — на уровне 3,1%, а в Германии — 1,1%. При таких обстоятельствах политика государства по ослаблению рубля выглядит как минимум странно. Тем не менее и президент России Дмитрий Медведев, и премьер-министр Владимир Путин убеждают россиян в необходимости девальвации как стратегической меры в борьбе с мировым кризисом. Россиянам же ничего не остается, кроме как смотреть на меняющиеся каждый день ценники в магазинах. Конечно же, не в сторону понижения.
Вымирание гипермаркетов
То, что начали достаточно быстро дорожать продукты в магазинах, люди заметили еще осенью прошлого года. Попытки властей удержать цены на некоем ограниченном уровне не увенчались особенным успехом. В конце 2007-го и начале 2008 года правительство боролось с ростом потребительских цен именно путем их замораживания. По словам министра сельского хозяйства России Алексея Гордеева (уходит с этого поста 26 февраля текущего года. — «Профиль»), государству необходимо не замораживать цены, а с помощью механизмов антимонопольного и налогового регулирования не допускать слишком большого роста добавленной стоимости при производстве отечественных продуктов.
Однако такие стратегические меры трудно реализовывать. Теперь же вообще устанавливать какие-то ограничения на стоимость продуктов бесполезно — добрая часть наименований в российских магазинах завезена из других стран. Курс рубля по отношению к иностранным валютам существенно упал, а значит, вся импортная продукция вырастет в цене пропорционально росту курса доллара и евро. И если на товары первой необходимости — хлеб, картошку, крупы и молоко — цены еще держатся в каких-то разумных рамках, то на разные деликатесы или, например, кондитерские изделия расценки подскочили выше, чем прогнозировалось.
Проблемой является также то, что импортеры призывают ритейлеров менять цены не раз в квартал, как было до кризиса, а чаще — раз в месяц и даже раз в десять дней. Так, например, стали действовать импортеры бакалейной продукции. Они даже подготовили коллективное обращение к ритейлерам, в котором говорилось, что компании столкнулись с необходимостью пересмотра рублевых цен и более частого внесения изменений в действующие прайс-листы. Помимо более частого изменения цен импортеры предложили, в частности, предоставить им право внеочередного увеличения цен в случае изменения валютного курса более чем на 5% по сравнению с курсом на дату введения последнего прайс-листа. Они также возразили против штрафов за недопоставки и остановки отгрузок товара.
Ранее ритейлеры договаривались с поставщиками в индивидуальном порядке. Но, как правило, производители могли изменить цены не более чем на 5% в квартал или в полгода, а штраф достигал 30% от суммы недопоставленного товара. И по другим направлениям продуктовой линейки поставщики обращаются с просьбой пересмотреть условия поставок; по каждому поставщику необходимо принимать индивидуальное решение.
Представители розничных сетей признают сложность ситуации на рынке из-за девальвации рубля. «Поставщики высказали пожелание корректировать цены ежемесячно, мы со своей стороны предложили им уменьшение сроков оплаты по договорам поставки и скидки», — рассказывает руководитель департамента корпоративных коммуникаций группы компаний «Дикси» Ярослав Греков. «Действительно, отдельные компании уже обращаются с просьбой о пересмотре условий поставок, но по каждому поставщику принимается индивидуальное решение», — рассказывает официальный представитель компании «Ашан Россия» Мария Курносова. Руководитель отдела внешних и правительственных связей компании «Метро кэш энд керри» Оксана Токарева говорит, что компания будет реагировать на обращения импортеров, однако сеть не будет без оснований принимать аргументацию поставщика для того, чтобы повышать цены на товары.
Получается, что если ритейлеры не пойдут навстречу поставщикам относительно более частого пересмотра цен, то поставщики будут резко их повышать, закладывая прайс на три месяца вперед. Если же сети согласятся на предложения импортеров, то цены все равно будут расти, но более медленно. Хотя в итоге они все равно ощутимо повысятся.
«Цены до конца года могут вырасти на 20 — 30%, — рассказывает Ярослав Греков. — Больше всего из-за девальвации рубля увеличится стоимость импортных товаров и товаров с импортной составляющей. Они уже показали 15-процентный рост по итогам января — февраля».
С отраслевым экспертом согласны и сторонние аналитики. По мнению аналитика финансовой группы «БКС» Ирины Пенкиной, ослабление курса рубля относительно доллара и евро существенным образом отразится на стоимости ввозимых из-за рубежа товаров, а также тех, которые производятся из импортируемого сырья. «Еще одним фактором, способствующим росту цен, является повышение с января 2009 года тарифов на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, транспорт, — рассказывает эксперт. — Этим и объясняется резкий скачок цен в предыдущем месяце, тем не менее повышение цен с начала года является традиционным для России». Данная составляющая особо ощутимо отразится на стоимости продуктов питания. По итогам года рост цен на них составит около 20 — 25% в зависимости от категории товара, прогнозирует Ирина Пенкина.
Ритейлеры ожидают некоторого падения спроса в сегменте деликатесов и импортных продуктов. При этом в целом структура спроса россиян кардинально изменится. «Покупатели переключаются на более дешевые продукты с длительным сроком хранения. Особенно это заметно в категории кондитерских изделий», — говорит Ярослав Греков.
По оценкам аналитиков, изменение рыночной конъюнктуры окажет ощутимое воздействие на предпочтения россиян. «Уже сейчас ощущается отток покупателей из гипер- и супермаркетов в более экономичные магазины, — рассказывает Ирина Пенкина. — Эта тенденция способствует росту среднего чека в дискаунтерах».
Другая важная тенденция на продуктовом рынке — сокращение ассортимента продукции в магазинах всех уровней. «Поставщики в новых условиях стараются акцентировать свое внимание на наиболее востребованных товарах», — отмечает эксперт.
Правда, 11 февраля сообщалось, что Минсельхоз начал разрабатывать индикативные цены на шесть видов продовольствия для россиян. Эти цены должны быть экономически оправданными, в то же время в них будет заложена рентабельность для производителей. Упомянутые данные Минсельхоза предназначены для использования при заключении контрактов с переработчиками продуктов. Чиновники считают, что это поможет снизить темпы роста цен. На какие именно продукты будут разработаны индикативные цены, какого уровня они достигнут и поможет ли это россиянам не экономить на питании, пока неизвестно.
Стоит добавить, что если продукты питания еще будут доступны для большинства жителей страны, то одежда и обувь могут подорожать вне всяких разумных пределов. В случае если продолжится падение рубля относительно бивалютной корзины, то на эти категории потребительских товаров возможен рост и до 100%, считают эксперты. Очевидно, что скачок цен на обувь и одежду в 2009 году есть следствие незащищенности рынка. «Если бы сегодня соотношение импорта и собственного производства в России было 50% на 50%, то в условиях кризиса российские компании могли бы заместить импорт. А импортеры были бы вынуждены сдерживать рост цен, занимаясь оптимизацией своих издержек. Но РФ настолько зависима от импорта, что импортеры могут диктовать любые цены рынку», — отмечает официальный представитель компании Ralf Ringer Александр Греб.
Тариф подрос
Оперативно на падение рубля среагировали и российские операторы сотовой связи. Первопроходцем антикризисного повышения тарифов стал «Мегафон». С 10 февраля оператор увеличил стоимость международного роуминга приблизительно на 25% в зависимости от направления. Представители оператора объяснили это «резким падением курса рубля к основным валютам, в которых установлены тарифы на роуминг абонентов сети в договорах с зарубежными партнерами». Опыту конкурента последовал и «ВымпелКом». Тарифы на международную связь «Билайна» повышены с 17 февраля. Рост тарифов по разным направлениям разный. К примеру, по направлению «Европа» удорожание составило 20%, правда, это самое незначительное повышение из всех направлений. По заявлению официальных представителей компании, рост расценок по различным направлениям связан с взаиморасчетами с другими операторами — там, где они осуществляются в евро, рост будет меньше. Роуминг с Америкой, к примеру, подорожает заметнее, поскольку увеличение курса доллара к рублю значительнее, чем курса евро. Однако по всем направлениям стоимость международного роуминга не вырастет более 30%.
«Падение спроса на роуминг только в январе составило 30%, — рассказывает ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. — Повышая тарифы на международную связь, операторы стремятся компенсировать падение выручки по этому направлению». По оценке аналитика, у них это может получиться.
Что касается МТС, только в середине февраля компания объявила, что тоже будет менять тарифы на роуминг с 21 февраля. При этом по всем туристическим направлениям тарифы будут снижены — от 10% до 60%. Но если такие страны, как Египет или Кипр, попали в льготный список МТС, то вот государства по бизнес-направлениям вроде Великобритании или Германии — нет. Желающим оттуда поговорить с Россией придется теперь выложить на 25% больше.
«Это просто пиар-ход со стороны МТС, а не что-то большее, — говорит Эльдар Муртазин. — В тех странах, где МТС были снижены тарифы, люди обычно не пользуются мобильными телефонами, так что это не принесет клиентам особой пользы. В командировках же по бизнес-направлениям роуминг все равно будет востребован. А там оператор существенно повысил расценки». Однако, по мнению экспертов, с помощью такого незамысловатого пиар-шага компания может привлечь дополнительных клиентов, клюнувших на якобы низкие расценки на разговоры из туристических стран.
Что касается других тарифов, то все операторы заявляют, что они изменяться в ближайшее время не будут. Впрочем, ничего нельзя исключать, ответили в МТС на вопрос о переводе некоторых тарифов в условные единицы. Вслед за операторами сотовой связи повышают тарифы и интернет-провайдеры. Так, с 1 марта текущего года вырастут тарифы у «Комстара». Об увеличении тарифов говорят и представители компаний Net by Net, «ЭР-Телеком», «Акадо-телеком».
По прогнозам аналитиков, доступ в Интернет подорожает в среднем на 10 — 15%. При этом повышение тарифов коснется в первую очередь москвичей. Дело в том, что высокая конкуренция на столичном рынке ранее вынуждала повайдеров занижать цены на свои услуги.
Допинг подорожал
У торговцев табаком и алкоголем начались непростые времена. С одной стороны — кризис, растущие цены на сырье и постоянно повышающиеся ставки акцизов. С другой — вполне возможно, что в это непростое время люди будут больше пить и курить, успокаивая нервы. Между прочим, некоторые исследования отметили всплеск спроса на водку после событий августа 1998 года.
Сегодня, конечно, другая ситуация, и более разумным кажется отказаться от вредных привычек в пользу продуктов питания или просто более необходимых вещей. В то же время именно в кризисные времена люди чаще находятся в состоянии стресса, а то и в депрессии, в связи с чем обращаются к допингу в виде сигарет, пива или чего покрепче. Между тем цены в этом секторе очень быстро растут.
По словам директора департамента по корпоративным вопросам компании Philip Morris Алексея Кима, изменение цен на сигареты зависит от целого ряда факторов: «Это стоимость табака, который мы импортируем в Россию, производственные расходы, а также ставки акцизного налога». С ним соглашается и представитель алкогольной отрасли — генеральный директор компании «ФАЮР-Союз» Руслан Албегов: «Конъюнктура рынка играет существенную роль при формировании цены. Однако в большей степени цена алкоголя складывается из акцизных сборов, собственно производственных трат и расходов на продвижение».
Отметим, что с 1 января 2009 года ставки акцизов на алкогольную продукцию повысились в среднем на 25%, на сигареты — на 20%. Про расходы на импортное сырье, на электроэнергию, топливо, коммунальные услуги, транспорт и говорить не стоит. Вот и получается, что качественных спиртных напитков и сигарет по невысоким ценам в 2009 году россиянам не видать.
По прогнозам аналитиков и игроков рынка, в нынешнем году люди, может быть, и станут пить и курить больше, но выбирать будут более дешевые сигареты и алкоголь. «Производители элитного алкоголя, вероятнее всего, будут вынуждены пойти на уменьшение доходной части, так как объемы потребления напитков в сегменте премиум снижаются, — рассказывает Руслан Албегов. — Сегодня наиболее насыщенным и конкурирующим внутри себя является так называемый среднеценовой сегмент (100 — 130 рублей за литр). Есть предположение, что в ближайший год этот сектор прибавит еще немного процентных пунктов».
То же происходит и со структурой потребления сигарет. «На протяжении первых трех кварталов 2008 года мы видели усиление изменения предпочтений совершеннолетних потребителей сигарет в пользу более дорогих марок, — рассказывает Алексей Ким. — Однако в последнем квартале прошлого года и в начале этого мы наблюдаем замедление этой тенденции».
Более категоричен в своих оценках председатель экспертного совета комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы РФ Михаил Блинов: «Цены на алкоголь каждый год увеличиваются благодаря ежегодной индексации ставки акциза на алкогольную продукцию и, разумеется, инфляции. При высоких акцизах, которые мы имеем сегодня, алкогольная продукция легальных производителей экономически недоступна для половины населения страны. Следует учитывать, что градус в водке самый дешевый по сравнению с пивом, вином и слабоалкогольными напитками. Но даже на этот градус в легальной продукции у половины населения нет денег».
Депутат приводит в пример ситуацию с реализацией вина. Импортное качественное вино облагается на таможне, по сути, запретительной пошлиной в 20%, плюс акциз и на все сверху — НДС. И плюс затраты на банковскую гарантию. В свою очередь розница накручивает до 100% надбавки с учетом входных бонусов на полку. В результате импортное вино, сделанное из натурального винограда по классической технологии, дорого и недоступно для большинства, а своего винограда у нас острая нехватка, заключает Михаил Блинов.
При этом, по оценкам депутата, каждая вторая бутылка спиртного в нашей стране — от нелегальных производителей. Так что в условиях кризиса, когда люди не готовы платить много за алкоголь, но хотят его потреблять, доля продаж нелегального спиртного может достичь 65% от объема всего рынка.
Масла в огонь подливает и Руслан Албегов. По его словам, производители, проводившие ранее политику агрессивного поглощения и скупки брендов, активно кредитовались и в итоге оказались с затянутой на шее финансовой удавкой. В такой ситуации они неминуемо будут повышать цены на свою продукцию, но вряд ли это им поможет.
На Украине, к примеру, более четверти жителей, согласно опросам, уже стали экономить на еде, а также на табаке и алкоголе. «Думаю, и у нас произойдет что-то подобное, хотя, скорее всего, в меньших масштабах», — подытоживает эксперт.
Здоровая выгода
Экономия на вредных привычках в ближайшие годы обернется двойной выгодой. Ведь сейчас лучше не болеть. Лечение от банальной простуды уже может стать в копеечку. «Рост цен затронет и лекарства, хотя российские аналоги продолжат оставаться заметно дешевле ввозимых, — рассказывает Ирина Пенкина. — Однако и российские фармацевтические компании работают не только на отечественном, но и на импортном сырье. Доля импортируемых субстанций доходит до 50% от общего объема используемого сырья».
По словам генерального директора DSM Group Александра Кузина, доля импорта лекарств на российском рынке составляет 75%. Российские же аналоги зачастую создаются на базе импортных компонентов. Потому рост цен в 2009 году будет весьма и весьма существенным. «Только в четвертом квартале 2008 года лекарства подорожали на 8%, — говорит эксперт. — За весь ушедший год цены на продукцию фармацевтов выросли на 30%». Александр Кузин отметил, что делать точные прогнозы на нынешний год трудно и потому, что непонятно, какой будет дальше политика государства в отношении рубля, и из-за того, что такими прогнозами интересуется ФАС. «В прошлый раз, когда я давал свои оценки по темпам роста цен на фармацевтическую продукцию, ко мне пришло письмо из ФАС с предупреждением воздержаться от каких-либо прогнозов о повышении стоимости лекарств», — рассказал он. При этом, по мнению эксперта, вряд ли цены в этом сегменте повысятся меньше, чем в 2008 году.
Подросли расценки на товары и в сегменте косметики. К тому же на российском косметическом рынке ведущие позиции занимают крупные производители из западных стран (Франции, США, Германии), преимущественно импортирующие сюда свою продукцию. «С учетом произошедшего ослабления курса рубля к доллару и евро в 2009 году можно прогнозировать постепенный рост рублевых цен на многие марки зарубежной косметики, — рассказывает генеральный директор компании Amway в России Ричард Стевенс. — Однако это не значит, что стоимость такой продукции в долларах и евро тоже вырастет. Более того, могу предположить, что многие производители откажутся от стопроцентной передачи потребителям всей суммы разницы обменного курса рубля по отношению к условным единицам на момент до и после кризиса с тем, чтобы сохранить лояльность клиентов, а также свою долю на рынке». Отметим, что в самой компании Amway с 1 марта 2009 года цены будут повышены на 9%. В качестве причины в компании называют то, что основную продукцию для Amway ввозят из США и осуществляют расчеты с материнской компанией Amway Corp. в долларах.
Не отрицают необходимости повышения цен и в компании Avon. «При этом мы не ожидаем заметного роста стоимости средней покупки, так как естественная модель поведения покупателя в момент экономической нестабильности — это переход из более дорогих сегментов в массовые, — рассказывает директор по маркетингу Avon Елена Дягтерева. — Я полагаю, что эта тенденция будет особенно заметна в сегменте косметической продукции, так как на рынке представлены достаточно сильные массовые бренды».
Помоги себе сам
Получается, что оценки аналитиков и игроков потребительского рынка очень сильно разнятся с прогнозами официальных властей. Отечественное производство не налажено во многих отраслях или функционирует на грани выживания, а импортные поставщики диктуют свои условия.
Россияне, привыкшие к неожиданностям, уже не удивляются, что вчера коробка, например, немецких конфет стоила 100 рублей, а сегодня — все 500. Однако если в европейских странах власти хотя бы пытаются заботиться о своих гражданах, российские чиновники лишь дают какие-то несбыточные прогнозы, но не предлагают никаких реальных мер по поддержанию уровня жизни населения.
Представители же бизнеса борются за прибыли: повышают цены, сокращают издержки, понижая зарплаты или вовсе увольняя людей. Они лишены социальной ответственности, потому что никто не понимает ее смысла. Да и разумных доводов у них масса. В конце концов, не будут же коммерческие предприятия работать себе в убыток. Так что россиянам придется в очередной раз позаботиться о себе самим: вспомнить, как готовятся разнообразные блюда из картошки, как дольше носить одежду и обувь и как лечиться народными средствами.