Мы вступили в эпоху, когда внешнеполитическая обстановка начинает диктовать свои условия экономике. Санкции против России со стороны ЕС и США становятся реальностью. Нам нужно быть готовыми идти вперед и развивать свою экономику в новых условиях. Можно бесконечно посыпать голову пеплом, подсчитывая ущерб от санкций, а можно увидеть в них не проблему, а возможность. Возможность кардинально изменить нашу экономику к лучшему.

Нельзя сказать, насколько далеко зайдет взаимное охлаждение между Россией и странами Запада, вызванное разногласиями по украинскому вопросу. Но пока все показывает, что в той или иной мере нашей стране придется столкнуться с пакетом санкций, в том числе экономических, со стороны США и стран Европы.

Грядущие санкции, пусть пока существующие только на словах, уже вызывают негативную реакцию рынка. Проявляется это прежде всего падением отечественных биржевых индексов и курса рубля. Можно все списать на действия финансовых спекулянтов, которые хотят заработать на конъюнктуре, но это будет большим упрощением. Да, для "медведей" сейчас раздолье, но в целом ситуация на фондовых и валютных рынках отражает определенную слабость нашей экономики, ее зависимость от торговли нефтью и газом и экспортно-импортных операций.

Очевидно, что Россия и дальше намерена усиливать свое внешнеполитическое влияние. Это значит, что нам нужна сильная, развитая во всех секторах экономика и прежде всего сильное товарное производство. России нужен запас экономической прочности, чтобы противостоять внешнему давлению. Сейчас наше положение осложняется тем, что мы входим в эпоху международной нестабильности со стагнирующей экономикой, близким к нулю ростом промпроизводства, отягощенные грузом накопившихся проблем. И если мы хотим пройти сложный период без потрясений и хаоса, нужно экономику запускать. Это становится вопросом выживания страны.

В условиях сокращения внешних инвестиций нужно развиваться прежде всего за счет внутренних ресурсов. И такие ресурсы у России есть. Мы очень долго развивали сырьевую экономику, и в результате остальные сектора у нас регулировались по остаточному принципу. Сейчас несырьевой бизнес в России зажат и выживает. Проблема? Да. Но одновременно и гигантский потенциал роста. Если повернуть экономическую политику государства лицом к бизнесу, сделать его регулирование более простым и удобным, то мы сможем достичь буквально взрывного развития многих секторов экономики.

Что для этого нужно сделать? Рецепты в общем и целом известны. Деловое сообщество говорит об этих мерах достаточно давно. Нужно сделать ведение бизнеса в России делом простым, удобным, выгодным и безопасным. Стране нужна новая промышленная политика, интересам роста экономики должны служить денежно-кредитная, тарифная, налоговая политика государства.

Недавно Центробанк повысил ставку рефинансирования до 7%. Для сравнения, в США она составляет 1,5%. У нас и так стоимость денег на рынке — одна из самых больших в мире. Их элементарно не хватает в экономике. В России дорогие кредиты, а инвестиционные банки, проектное и венчурное финансирование практически отсутствуют. Поднимая в этих условиях ставку рефинансирования, мы как бы вводим санкции против самих себя. Действовать нужно ровно наоборот — ставку снижать, но только под финансирование реальных производственных технологических проектов. Необходимо законодательно установить главной задачей для Центробанка обеспечение качественного экономического роста и создание новых высокопроизводительных рабочих мест инструментами денежно-кредитной политики.

Налоговая политика также должна подвергнуться пересмотру. Необходимо перенести фискальную нагрузку с процесса производства на процесс потребления. Речь идет о снижении таких чувствительных для производственного бизнеса налогов, как НДС, налог на прибыль и социальные страховые взносы. В идеале они должны быть сопоставимы с нашим ближайшим конкурентом за привлечение инвестиций — Казахстаном (15, 10 и 10% соответственно). Нужно развивать налоговое стимулирование производств — давать налоговые льготы тем, кто создает новое производство или модернизирует старое. Хорошим примером может послужить недавно разработанная система налоговых льгот для бизнеса на Дальнем Востоке.

Не менее остро нуждается в переменах и тарифная политика. Ненормальна ситуация, когда цена на электроэнергию в отдельных регионах России сопоставима с ценой, которую платят в Нью-Йорке. Мы все же одна из первых стран в мире по генерации электроэнергии, и это просто обязано быть конкурентным преимуществом нашего бизнеса. Нужно уходить от системы образования тарифов по схеме "инфляция плюс". Делать ее на уровне или даже ниже инфляции. Свои инвестиционные программы естественные монополии вполне могут реализовать за счет более грамотной работы на финансовых рынках. А процесс подключения зданий и производств к сетям естественных монополий должен стать максимально простым, прозрачным и минимально затратным для компаний.

Важно переформатировать малый бизнес страны. Надо сказать, что у России одна из лучших регулятивных систем для малого бизнеса, но в сложившихся условиях требуется еще большее ее упрощение и унификация. Те предприниматели, которые не используют наемный труд, должны быть переведены на максимально простую форму налогообложения — патентную систему. Вместо тех ИП, кто использует наемных работников, сельхозпредприятий и прочих форм следует ввести единую форму малого предприятия — до 60 млн руб. выручки в год и не более 60 наемных работников. Для этой категории ввести единый налог на вмененный доход (ЕНВД). Что немаловажно, все доходы и от патентов, и от всей системы налогообложения малого бизнеса (исключение — пополнение Пенсионного фонда) должны отчисляться на муниципальный уровень. Это не только даст стимул для дальнейшего развития регионов, но и сделает муниципальные власти реально заинтересованными в создании для бизнеса режима наибольшего благоприятствования.

Вместе со всем вышеперечисленным следует понимать, что сейчас административная волокита и коррупционное давление на бизнес становятся не просто вопросом экономических рисков компаний, но факторами, прямо влияющими на безопасность страны. Искоренение этих явлений переходит из разряда важных задач в разряд первоочередных.

Как и каждый шаг в экономике, все эти реформы и преобразования должны быть продуманы и просчитаны. Но все же речь идет о мерах, которые не просто назрели, а местами уже и перезрели. Так что хочется рассчитывать, что депутаты и министры проявят в этих вопросах надлежащую оперативность.

Если реализовывать грамотную экономическую политику, то Россия не просто переживет период санкций, но выйдет из него более сильной и развитой в экономическом плане.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments