Магазин St. Mark’s в Нью-Йорке последовал весьма успешному примеру коллеги из Греции Atlantis Books и обратился к пользователям Интернета за финансовой помощью.
Портал Publishing Perspectives проанализировал тенденцию, которая постепенно укореняется в мировой книжной торговле: независимые книжные магазины в самых различных странах прибегают к помощи пользователей Сети, рассчитывая в первую очередь на лояльность местного сообщества.
В конце прошлого месяца книжный магазин St. Mark’s в Нью-Йорке инициировал «краудфандинговую» кампанию на сайте Lucky Ant – фактически, это последняя попытка спасти точку. Владельцы не могут нынче позволить себе платить арендную плату, размер которой превышает 20 тысяч долларов. Боб Контент (Bob Contant) и Теренс МакКой (Terence McCoy) надеются, что, если им удастся собрать нужную сумму (дабы кампания была признана состоявшейся, необходимы 23 тысячи долларов), появится возможность переселить магазин на новое место, а также внедрить более совершенные инструменты онлайн-продаж. Почти 15 тысяч долларов – уже в наличии, и у желающих помочь St. Mark’s есть еще 9 дней.
Книготорговцы осторожно осваивают практику краудсорсинга на протяжении уже некоторого времени, так что на этом поприще успели появиться и рекордсмены. В минувшем апреле один из наиболее вдохновляющих примеров своим коллегам по рынку подал книжный магазин Atlantis Books на острове Санторини в Греции. Владельцы бедствующей книготорговой точки с помощью сайта Indiegogo смогли привлечь внимание 170 благодетелей, которые расщедрились в совокупности на 40 с половиной тысяч долларов. Магазин в итоге смог расширить инфраструктуру и поправить свое положение, хотя бы на некоторое время.
По мнению специалистов рынка, в подобных случаях у людей срабатывает инстинктивное стремление к объединяющему опыту: в обмен на деньги человек получает некие блага (в данном случае, культуру, «убежище» и принадлежность к сообществу) и с полным правом испытывает чувство гордости от своего вклада в значимое для всех членов комьюнити дело. Книжный магазин до сих пор рассматривается как уникальная «точка сборки», в которой чтение соседствует с другими видами досуга, и каждый имеет возможность установить социальные связи.
Еще одну интересную модель, примыкающую к «краудфандингу», планирует внедрить магазин Kepler’s в Калифорнии. Он был спасен от закрытия усилиями лояльных клиентов еще в 2005 году, но теперь уже новый хозяин оказался перед необходимостью пересматривать принципы своей работы. На специальное собрание в прошлом месяце съехались по приглашению владельцев магазина 80 волонтеров, среди которых есть не только представители обычной публики, но и авторы с издателями. Торговая точка будет реорганизована: сперва перерегистрирована как некоммерческая структура для поддержки культурных мероприятий, продвижения грамотности и образовательных программ, затем планируется внедрить модель общественного владения: каждый из попечителей сможет стать акционером. Если эксперимент Kepler’s окажется удачным, подобная практика также имеет шансы войти в широкое употребление.