Уровень потребительского доверия в России продолжает стремительно снижаться, потеряв в феврале 2009 г. еще 6 пунктов, сообщается в исследовании компании Nielsen.

Индекс потребительского доверия рассчитывается Nielsen на основе данных онлайн исследований исходя из таких показателей, как уверенность потребителей в перспективах трудоустройства, оценка ими состояния личных финансов и готовность покупать новые товары.  Результаты недавнего онлайн опроса, который был проведен 16-20 февраля 2008 года только в России, стали частью второй волны масштабного исследовательского проекта Russians Through Crisis.

Первое резкое падение индекса потребительского доверия в России (на рекордные 16 пунктов) произошло в ноябре 2008 г. Набирающая обороты рецессия в экономике, рост безработицы, девальвация рубля и бремя кредитов, набранных в «оптимистичные» годы, накладывает отпечаток на настроения потребителей. По данным онлайн-исследования Nielsen, в феврале 2009 г. Индекс потребительского доверия в России, и без того низкий, потерял еще 6 пунктов по сравнению с ноябрем 2008, составив 82 пункта (Рис.1). 

Один из главных источников беспокойства для российских потребителей − трудоустройство. Рынок кандидата ушел в небытие. По сравнению с сентябрем 2008 г., число потребителей, для которых нынешняя ситуация открывает хорошие перспективы трудоустройства, сократилось в 2,5 раза – с 50% в сентябре 2008 г. до 20% в феврале 2009 г. Практически каждый пятый (18%) сегодня считает свои перспективы в области трудоустройства плохими, что в три раза больше, чем всего полгода назад − в сентябре 2008 г. Всего обеспокоены своей работой, по данным на февраль 2009 г., − 75% участников исследования Nielsen (тех, кто считает свои перспективы в области трудоустройства не слишком хорошими/плохими).

Стоит отметить, что наиболее заметное снижение оптимизма по поводу трудоустройства у россиян произошло в ноябре 2008 г., и по сравнению с этим периодом в феврале 2009 г. падение оказалось не столь значительным.

Аналогичным образом меняется восприятие российскими потребителями и состояния собственных финансов. Наибольшее снижение по этому показателю было зарегистрировано Nielsen в ноябре 2008 г. В феврале 2008 г. же значительного падения не наблюдалось. Меньше половины российских онлайн-пользователей (47%) сегодня уверены в своих финансах. В ноябре их было 51%.

Однако, что касается готовности тратить, то, похоже, именно сейчас российский потребитель, позволивший себе «погулять» на Новый год и Рождество, всерьез берется за экономию.

Согласно результатам второй волны исследования Nielsen — Russians through crisis, готовность российских потребителей тратить неуклонно снижается. 47% респондентов считают ближайшие 12 месяцев не очень хорошим временем для покупок, а 20% − и вовсе плохим. Если в ноябре 2008 г. тех, кто отметил ближайший год как «хорошее» и «отличное» время для покупок новых товаров, было 41%, то в феврале 2009 г. это цифра составила уже 30%. В то же время доля потребителей, для которых время для покупки новых вещей «не очень хорошее» и «плохое» с ноября 2008 г. по февраль 2009 г. выросла почти на 20%.

Рис. 1 Изменения Индекса потребительского доверия в России в 2005-2008 гг. Данные глобального онлайн исследования Nielsen. Замер в ноябре и феврале проводился только в России

Тенденции на рынке упакованных продуктов питания и напитков в период рецессии

В ухудшающихся экономических условиях есть соблазн воздержаться от инвестиций в новые продукты. Однако исследования Nielsen BASES в области тестирования концепций новых брендов/продуктов и прогнозирования их продаж показывают, что покупательский интерес и восприятие ценности инноваций значительно не меняются с изменением экономического климата, поэтому кризис − вполне удачное время для новых запусков. (Рис. 2)

Ситуация сегодня может быть осложнена тем, что отдельные каналы дистрибуции, включая антикризисные стратегии, делают ставку на оптимизацию ассортимента, что затрудняет попадание на полки магазинов новых брендов. Порядка 17% представителей традиционной розничной торговли, опрошенных в ходе исследования «Каналы дистрибуции: антикризисное поведение» сообщили, что уменьшили ассортимент. Обнадеживающая новость в том, что сокращение пока незначительное: в среднем ~15% ассортимента в магазинах, где провели оптимизацию ассортимента. А самой распространенной тактикой для продовольственной розницы, чтобы оставаться эффективными в условиях рецессии, становится сокращение товарных запасов.

Рис. 2. Динамика средневзвешенной дистрибуции при выводе нового бренда в России по сравнению с другими странами Европы. Основано на базе данных Nielsen BASES − 300 планов маркетинговых прогнозов, выполненных в России

 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar