Продавцы мужской одежды ждут возрождения платежеспособности своих клиентов. Они уверены, что после кризиса мужчины будут больше тратить на составление гардероба, и готовят планы по расширению своего присутствия в России. Вместе с тем некоторые иностранные марки готовы уже сегодня открывать свои первые магазины в Москве, чтобы не упустить оправившихся от кризиса мужчин.
В последние докризисные годы объемы продаж мужской одежды в России росли быстрее, чем продажи женской одежды. По оценкам экспертов, темпы роста рынка мужского сегмента в денежном выражении составляли 20-30% в год по сравнению с 15-20% в сегменте одежды для женщин. Все дело в том, что данный сегмент рынка пока отстает: средние расходы потребителей на мужскую одежду в России в 4 раза ниже аналогичного американского показателя. В то же время расходы на женскую одежду только в 2,5 раза ниже, чем в США.
Как считают эксперты, в первую очередь это связано с общемировой традицией: рынок мужской одежды традиционно имеет существенно меньшие объемы, чем женский. По словам гендиректора Fashion Consulting Group (FCG) Анны Лебсак-Клейманс, в среднем европейское соотношение продаж женской одежды к мужской составляет 10 : 7, а в России этот показатель выглядит как 10 : 5. "Влияет и историческое наследие "советского менталитета" у более старшего поколения, которое не разделяет мнения "буржуазного" поэта Александра Сергеевича Пушкина: "быть можно дельным человеком и думать о красе ногтей"", — говорит глава FCG. "Мужчины не любят ходить по магазинам, нередко мужской гардероб пополняют женщины без их участия", — добавляет Александр Потапов, менеджер по работе с корпоративными клиентами сети магазинов "Сударь".
Эксперты называют еще один аспект, влияющий на "мужской" спрос, — финансовый кризис и затрудняются прогнозировать темпы развития рынка мужской одежды в ситуации экономической нестабильности. "Из исследований мы знаем, что мужчинам нравится стиль, который они определяют для себя как "удобный". Сейчас во многом этот спрос удовлетворяется вне цивилизованной розницы", — говорит гендиректор центрального офиса Sela в России Наталья Чиненова.
Кризис, действительно, переориентировал спрос на более дешевые товары. Это почувствовали на себе даже крупные модные марки. В этом году обанкротилась Escada, специализирующаяся на одежде pret-a-porte и haut couture. Еще раньше было объявлено о банкротстве компании Ittierre, производящей по лицензии одежду и обувь под брендами VJC Versace, Versace Sport, Just Cavalli и C’N’C Costume National. Со снижением доходов столкнулись Bvlgari SpA, Richmont SA, Swatch Group. В целом же мировые продажи предметов роскоши упали в конце прошлого года на 8%, а по данным консалтинговой компании Bain&Co, в первом полугодии этого года снижение составило 15-20%.
Впрочем, представители российских одежных компаний не теряют надежды на возрождение рынка. "Можно предположить, что с ростом благосостояния населения увеличится количество магазинов, предлагающих разумный выбор вещей спортивного и casual-направлений", — говорит Наталья Чиненова. "Будет расти число магазинов, которые предлагают не только женский ассортимент, но и мужские линии. При этом расширять свое присутствие по мере стабилизации экономической ситуации станет большинство крупных сетевых игроков — Gap, H&M, Zara", — добавляет Анна Лебсак-Клейманс. Она напоминает, что возможен выход на российский рынок и новых марок: японский бренд Uniqlo (40-50% мужской ассортимент) и американский Abercrombie&Fitch (60-70% мужской ассортимент) планируют открытие своих первых магазинов в Москве.
Да и российские производители деловой одежды не прочь войти в средний и премиальный сегменты. Сейчас они присутствуют в основном в классе "эконом", на который приходится около 60% всех продаж деловых костюмов в России. Если платежеспособность населения выйдет хотя бы на докризисный уровень, отечественные костюмы смогут поспорить за мужское внимание с такими марками, как Pierre Cardin, HugoBoss, GFFerre, D&G, Gucci, Prada, Armani, Pal Zileri.