Летом прошлого года были приняты поправки в Закон о торговле. Изменения должны были устранить дисбаланс интересов на продовольственном рынке, когда одно звено развивается за счёт другого. Призваны помочь местным поставщикам и производителям противостоять давлению со стороны торговых сетей, снизить их издержки.
Свое мнение о работе измененного закона на парламентских слушаниях в Совете Федераций высказал один из инициаторов поправок Председатель Совета Российского cоюза предприятий молочной отрасли Аркадий Пономарев:
— Введенные ограничения для торговых сетей не работают. Это видно по складывающейся на продовольственном рынке ситуации.
Торговые сети демонстрируют бурный рост, количество сетевых магазинов за пять лет выросло в два с половиной раза. За счет чего на фоне общей стагнации сетям удается выдерживать такой тренд? Ведь доходы населения сокращаются, падает спрос, товарооборот соответственно ушёл в минус.
Под крупными федеральными торговыми сетями — треть продуктового рынка, в денежном выражении это 3,7 трлн руб. Учитывая, что темпы прироста примерно 20% в год, а объем всего рынка продовольствия 13,7 трлн руб, то монополистическая тенденция налицо.
Эта тенденция носит выраженные социально-экономические последствия. Их можно отчетливо проследить по состоянию любой продовольственной ниши и потреблению.
Возьмем, к примеру, второй по значимости после зерна молочный сегмент. С 90-х годов прошлого века потребление здесь снизилось более чем на 40%. Население потребляет 230-240 кг молока и молочных продуктов в год при физиологической норме 360 кг в год. То есть уже возникает вопрос о продовольственной безопасности, здоровье будущих поколений, социальному благополучию и т.п. Помимо этого, сам по себе молочный сегмент — наипроблемнейший из всех остальных в АПК.
Давить на потребителя торговой наценкой до бесконечности сеть не может. Цена продовольствия в рознице и без того — всегда на пределе возможного для большинства людей. За счет кого удерживать привычную сетевую маржу? Остается АПК-сектор, что безнаказанно и практикует ритейлер.
Доля сетей в конечной цене продукта доходит до 40-45%. Они перетягивают в свой "карман" выделяемые на укрепление АПК дотации. С той лишь разницей, что раньше это были бонусы, теперь скидки, штрафы и посредники в виде связанных с сетью юридических лиц.
Сумма только по одному молочному сектору АПК составляет ориентировочно 252 млрд рублей. При этом бюджет всего АПК на 2016 год составил 215 млрд рублей.
Кроме того, доминирование крупных сетей меняет структуру и на самом рынке розницы. Федеральные игроки увеличивают долю рынка за счет снижения в кризис динамики роста более мелких сетей. Им на руку сворачиваниедоли остальной розницы — обычных магазинов, рынков,ярмарок. Разворачивающуюся монополизацию на продовольственном рынке необходимо остановит.
Долю торговой сети на рынке, при превышении которой она будет считаться монополистом, следует уменьшить с 25% до 10%. Причем эту долю определять как территориально, так и по количеству площадей.
В рамках антимонопольного законодательства следует ограничить наценку на продовольствие. Те сети, чья доля больше 10% на рынке, следует обязать продавать продовольствие по фиксированной наценке. Тогда развиваться смогут не только крупные, но и все прочие игроки. Самое главное, цены в рознице для потребителя станут демократичнее. Снизится и давление на производственно-перерабатывающий сектор.