Московская сеть универсамов «Патэрсон» предпринимает вторую попытку выхода в Сибирский регион. Компания планирует развиваться здесь не самостоятельно, как около двух лет назад, а по франчайзингу. По мнению большинства операторов местного продуктового ритейла, франчайзинг для данного рынка — достаточно новая технология (пока примеры франчайзинговой работы в сибирской продуктовой рознице единичны, самый известный из них — «Пятерочка»). Однако эксперты сомневаются, что «Патэрсон» быстро найдет хороших партнеров в Сибири.
Сеть «Патэрсон» занимается розничной торговлей с 1997 года. Первый универсам компании был открыт в Москве. Сегодня работает 71 «Патэрсон» (30 из них — в Москве и Подмосковье и 41 — в различных городах России: Санкт-Петербурге, Твери, Самаре, Тольятти, Казани, Пензе, Уфе, Челябинске, Ставрополе, Краснодаре, Сочи и Оренбурге, а также в Киеве). Сегодня компания «Патэрсон» развивает собственное производство (мясные полуфабрикаты, салаты, хлебобулочные изделия). Доля продукции собственного производства в магазинах сети достигает 15%. Оборот компании в 2005 году составил около $302 млн.
Стоимость франшизы «Патэрсона», независимо от количества открываемых магазинов, составляет $100 тыс., роялти — 2% от оборота. Средняя площадь супермаркетов, которые будут открыты в Сибири, — 800–1200 кв. м. Вложения в один магазин составляют порядка $1–1,2 млн, окупаемость — от 2,5 до 5 лет.
Компания «Патэрсон» начала проявлять интерес к Сибири около двух лет назад. Тогда «Патэрсон» планировал открыться в Новосибирске — в роли якорного арендатора ТЦ «Фестиваль». Однако переговоры с «Фестивалем» ни к чему не привели. Сегодня компания предпринимает вторую попытку выхода в Сибирь. Причем если раньше компания планировала работать в Новосибирске самостоятельно, то теперь она продает франшизу, уточняя, что самостоятельно работать в Сибири не будет. «Сейчас мы ведем переговоры с несколькими потенциальными партнерами сразу в двух сибирских городах — Новосибирске и Красноярске. Но назвать их, пока не заключены окончательные договоренности, я не могу. Нам интересны сильные партнеры, у которых есть несколько подходящих помещений — в собственности или в аренде (в одном городе за два-три года мы планируем открыть восемь-десять супермаркетов), при этом опыт работы в ритейле совсем не обязателен, — рассказывает пресс-секретарь сети универсамов «Патэрсон» Надежда Сенюк. — Решение продавать франшизу, а не работать самостоятельно, было принято в конце 2005 года. Оно обосновано несколькими причинами: удаленностью Сибирского региона, сложностью логистики и множеством различных административных барьеров (многие сибирские города с точки зрения входа федеральных компаний «закрытые«). Местным компаниям-франчайзи, которые к тому же знают специфику рынка, будет гораздо легче работать».
По словам Надежды Сенюк, «Патэрсон» будет открываться как на отдельных площадках, так и в составе ТЦ в качестве якорных арендаторов. «Главные требования к площадкам — хорошее месторасположение (на центральных магистралях и в жилых кварталах с хорошим потоком). Первые магазины в Красноярске и Новосибирске должны открыться уже в конце этого — начале следующего года, — отмечает госпожа Сенюк. — Параллельно мы будем искать партнеров и в других городах Сибири. При этом мы не ограничиваемся только «миллионниками«. Формат наших супермаркетов позволяет выходить и в города с населением от 300 тысяч жителей».
По мнению сибирских ритейлеров, вариант «франчайзинговой» работы на розничном продовольственном рынке достаточно интересен в силу своей относительной новизны (практически все столичные ритейлеры предпочитают работать в регионе самостоятельно). Тем не менее оценки экспертов относительно «франчайзингового» выхода «Патэрсона» в Красноярск и Новосибирск несколько разделились.
«Несмотря на то что многие столичные компании в самых разнообразных нишах работают через франчайзинг, розничный ритейл долгое время был некоторым исключением. Большинство продовольственных сетей, уже вышедших в Сибирь или только заявивших о планах выхода, все же предпочитает самостоятельную работу, — считает главный аналитик компании Romir Monitoring Валентин Фосс. — Тем не менее преимуществ работы по системе франчайзинга именно в данной сфере множество. Это и раскрученность брэнда, и различные бонусы от общероссийской рекламы, и скидки от постоянных поставщиков сети». «Желание московских продуктовых ритейлеров работать по франчайзингу понятно, — добавляет заместитель генерального директора ОАО «Енисейская торговая компания» (торговая сеть «Красный Яр«) Роман Афанасьев. — Если говорить, например, о красноярском рынке, здесь для москвичей достаточно сложностей: слабая логистика местных поставщиков, нехватка персонала (как квалифицированного, так и линейного), занятые местными сетями лучшие места. Все это подталкивает столичные компании к использованию франчайзинга как возможности возложить все риски на местного предпринимателя». Тем не менее Роман Афанасьев считает, что открывать еще одну сеть супермаркетов в городе, где достаточно своих сильных игроков («Алпи», «Красный Яр», «Каравай», «Командор»), не слишком разумно: «Сегодня в Красноярске нет хороших площадок, в том числе и в торговых центрах. Удачно расположенные (по жилому массиву и транспортным путям, с парковкой) ТЦ, планируемые к открытию в 2006–2007 годах, уже имеют якорных арендаторов».
«Главный плюс франчайзинга для «Патэрсона» — это возможность изучения сибирского рынка при практически полном отсутствии риска (в том числе и финансового). Я не исключаю, что в дальнейшем при успешной работе франчайзи в Сибири компания может их просто купить, — уверен директор по корпоративному управлению ГК «Сенсация» (владеет франшизой сети «Пятерочка» в Новосибирске) Александр Агеев. — Но легко продавать франшизу удается только лидерам рынка с хорошо раскрученным именем. Я считаю, что брэнд «Патэрсона« слабо известен и в Новосибирске, и в Сибири в целом. Местным партнерам компании придется вкладывать деньги еще и в раскрутку самого имени. Поэтому, как мне кажется, компании будет достаточно сложно вести переговоры с сибирскими партнерами». Стоит отметить, что, несмотря на достаточно хорошие условия франчайзинга и раскрученный брэнд, со схожими проблемами (прежде всего с долгим поиском франчайзи, также не имеющих опыта в ритейле) столкнулась и сама «Пятерочка» при выходе в Сибирь.
«Одна из главных особенностей сибирского рынка — желание местных бизнесменов работать самостоятельно и развивать собственные проекты. Поэтому даже некрупные сети стараются искать свою нишу, а не покупать франшизу сильных столичных компаний. Путь франчайзинга подходит для тех, у кого есть деньги, помещения, но нет технологий. Однако таких людей в Сибири мало, — подводит итог управляющий партнер компании «Сибириада» Владимир Грачев. — Впрочем, я не исключаю, что «Патэрсону» удастся заключить договор с хорошими партнерами. Но для этого нужно сделать серьезное, интересное предложение и очень настойчиво его продавать. А такой настойчивости у «Патэрсона« я пока не вижу».