Сразу несколько федеральных игроков заявили о своих планах по развитию сетей садовых центров и дачных супермаркетов. До сих пор этот формат магазинов крайне плохо приживался в России.
Ивестиционная группа компаний "Ростком" (Москва) планирует открыть около 30 дачных супермаркетов "Дарвин" в России. Практически все они будут расположены в Центральном регионе. Об этом в ходе форума DIY & Household Retail Russia 2012 заявил представитель дачного супермаркета "Дарвин" Валерий Бирюков.
Заинтересован в выходе на российский рынок лидер французского рынка садовой индустрии — сеть Jardiland. О"Компания готова выйти на рынок России, но через франшизу", — заявил экс-CEO Jardiland, сейчас глава фондов, которые инвестируют в развитие садового ретейла, Гийом Поршерон.
Первый дачный супермаркет "Дарвин" открылся в апреле 2011 г. в Солнечногорске (Московская область). Прототипом послужили европейские сети Botanic (Франция) и Dehner (Германия). По словам Валерия Бирюкова, компания планирует открывать ежегодно один-два дачных супермаркета. Площадь одного магазина составляет 7 тысяч м2. Из 15 тысяч единиц продаваемого ассортимента половина — растения.
"Практически все цветы мы импортируем, основной поставщик — это Польша, там давно занимаются выращиванием цветов для продажи в отличие от России, а плодовые деревья закупаем в основном здесь", — говорит Валерий Бирюков. Компания рассчитывает, что в перспективе садоводство станет для россиян хобби номер один, как это сейчас происходит в Европе.
По словам Гийома Поршерона, концепция сети Jardiland заключается в полном ассортименте товаров для сада и загородного дома. "Экспозиции в магазинах меняются каждые 2 месяца. Это целое театрализованное представление, на которое тратится достаточно много денег", — уточняет Гийом Поршерон.
"Мы готовы вести переговоры с потенциальными партнерами об открытии магазинов в Москве и Петербурге", — говорит он. Инвестиции в открытие одного магазина Jardiland составляют 2-3 млн евро, площадь — от 2,5 тысяч до 12 тысяч м2. Годовой оборот сети — около 850 млн евро, сумма среднего счета составляет 35 евро.
В России рынок садовой индустрии фактически отсутствует. Товары для сада и огорода продаются в основном в сетях DIY или продуктовых гипермаркетах. Для примера: в Европе на этом рынке работают десятки крупнейших садовых сетей. Так, во Франции кроме Jardiland есть сеть Villa Verde (98 магазинов), в Англии — Wyevale (129 садовых центров).
Эксперты отмечают, что в России формат садовых центров не прижился сразу по нескольким причинам. По мнению управляющего партнера RETAILITY Ильи Уварова, во-первых, массовый потребитель еще не готов тратить деньги на уход за садом для удовольствия, так как превалирует советский "шестисоточный" подход. С другой стороны, по мнению Уварова, на рынке мало современных форматов, которые бы делали интересное предложение потребителям.
Возможно, поэтому выход "Менеджмент-компании "Еврогарден" в 2007 г. на рынок садовой индустрии оказался преждевременным. Компания начала строить федеральную сеть садовых центров "Зеленая страна", планируя потратить на эти цели $500 млн. Однако из планируемых 20 гипермаркетов открыла только три (один в Петербурге и два в Москве) и обанкротилась. Долги перед поставщиками превысили 0,5 млрд рублей. Участники рынка считают, что кроме неудачно выбранного времени, которое совпало с началом кризиса, в компании были и внутренние проблемы.
"Слабая развитость рынка садовой индустрии в России связана с двумя факторами. Во-первых, более низкая покупательная способность населения России по сравнению с жителями Западной Европы, а во-вторых, пока не очень высокая потребность населения нашей страны в дизайне и украшении своих приусадебных участков. Если отъехать от крупных городов на расстояние более 50 км, то в лучшем случае на своих земельных участках люди в России заняты выращиванием овощей и ягод, в худшем — все просто заброшено и не ухожено. Если покупательская способность и уровень культуры россиян будет увеличиваться, то они помимо того, чтобы выжить и прокормить себя, будут думать о том, как сделать свою жизнь ярче, красивее и интереснее", — Виталий Свиридов, гендиректор ООО "7ЦВЕТОВ Северо-Запад".
По мнению Ильи Уварова, если Jardiland будет открывать свои магазины в России без адаптации к рынку, то ее постигнет судьба "Зеленой страны". Форматы садовых центров в том виде, в котором они существуют в Европе, для России не подходят. Западный потребитель, желая улучшить интерьер, думает не только об обоях и о салфетках, но и о комнатных растениях. В России рынок садовых товаров — это прежде всего рынок растений для открытого грунта.
Тем не менее в сетях отмечают, что спрос на садовые товары из года в год растет. "Если 2 года садовые фигуры были представлены 60 наименованиями, то в этом сезоне их уже 160", — отмечают в сети "О’Кей". В пресс-службе Х5 Retail Group сообщили, что в сети "Карусель" категория "сад-огород" ежегодно растет на 10%.