Прошлый год стал рекордным по объемам продаж персональных компьютеров (ПК) в России. По данным международной аналитической компании IDC, всего в прошлом году на российском рынке реализовано 11 млн ПК, это на 55% с лишним больше, чем в 2009-м. Побит рекорд докризисного 2008 года, когда продажи достигли 9,2 млн штук (см. график 1).

«Последние шесть лет российский рынок ПК бурно растет, — констатирует старший аналитик компании IDC Зарина Камытбаева, — Правда, не стоит забывать про кризис, который изменил траекторию растущего рынка компьютеров в 2008–2009 годах. В 2009 году по объему поставленных ПК российский рынок откатился на уровень 2006 года. Однако уже в 2010-м продажи персональных компьютеров в России на волне быстрого восстановления превзошли показатели докризисного 2008 года».

Основной драйвер продаж персональных компьютеров в России — ненасыщенность этого рынка. Несмотря на то что за последние шесть лет ежегодные продажи ПК в нашей стране выросли почти вдвое, в среднем обеспеченность компьютерами оценивается на уровне 30 компьютеров на 100 человек, в то время как в развитых странах этот показатель достигает 70 и более компьютеров на 100 человек.

«Россия в этом плане до сих пор серьезно отстает от той же Европы, — комментирует Глеб Мишин, региональный директор компании Acer в Восточной Европе. — На Западе на одного взрослого человека может приходиться два-три персональных компьютера, например, настольный ПК на работе, настольный компьютер дома и ноутбук. У нас же часто один компьютер приходится на одну семью, и то в больших городах, в регионах этот показатель еще меньше. Так что мы убеждены, что в ближайшие годы российский рынок персональных компьютеров будет продолжать бурно расти».

Помимо рекордных показателей прошлого года значимое событие для российского рынка ПК — изменение соотношения основных товарных групп. По итогам прошлого года впервые продажи настольных компьютеров (так называемых десктопов) оказались ниже продаж ноутбуков: по данным IDC, в 2010 году в России было реализовано 4,1 млн настольных ПК и 6,9 млн ноутбуков. То есть соотношение сейчас — 38 и 62% соответственно. В 2009 году продажи десктопов составляли 55% всего рынка, а, например, в 2007-м — около 70%. При этом по сравнению с прошлым годом продажи настольных ПК выросли в штучном выражении меньше всего рынка — примерно на 25%, в то время как мобильные компьютеры обогнали общий рост с показателем прироста более чем 75%. Так что налицо тенденция вытеснения с рынка настольных ПК мобильными компьютерами.

Деловой подход

Главный потребитель настольных компьютеров — корпоративный сегмент. Подавляющее большинство российских организаций предпочитают по старинке закупать именно десктопы: по данным российской исследовательской компании ITResearch, в корпоративных продажах порядка 70% приходится именно на них. Но все же 30% закупаемых компаниями компьютеров уже приходится на ноутбуки.

Преимущества мобильных ПК для сотрудников компаний очевидны: ноутбук можно взять с собой в командировку или унести домой, чтобы доделать какую-то работу. Кроме того, в последнее время мобильные ПК успешно интегрируются в сложные корпоративные информационные системы.

«Первыми в мобильные ПК начали переселяться системы электронной почты и электронного документооборота, сегодня на мобильных компьютерах становится доступна, например, финансовая и производственная отчетность, — говорит Алена Кошкина, руководитель практики SAP компании “Астерос Консалтинг”. — Козырем мобильных ПК остается возможность быстрого доступа к нужной информации. Это преимущество в первую очередь высоко оценили топ-менеджеры и высокопоставленные чиновники. Есть еще тип специалистов, работа которых без мобильных устройств серьезно усложнится. Например, это торговые представители, принимающие заказы на территории клиента, страховые агенты. Перевод их работы на мобильные ПК позволяет отказаться от бумажного документооборота, что серьезно ускоряет и удешевляет процесс обработки данных».

Однако применение ноутбуков для корпоративной работы имеет и существенные недостатки. «Ноутбук в организации не так удобно использовать прежде всего из-за сложностей администрирования, — отмечает Глеб Мишин из Acer. — Как известно, управлять корпоративным компьютером в большой компании, то есть обновлять его программное обеспечение, защищать от вирусов и так далее, удобнее всего удаленно — через корпоративную сеть и различные удаленные программные инструменты. Ноутбук, который то отключают от корпоративной сети, то подключают обратно, не слишком удобен для такого управления».

Другой минус мобильного компьютера — более низкая степень безопасности хранящейся на нем информации. На вынесенном из компании ноутбуке могут содержаться ценные данные, которые легко утратить, потеряв сам мобильный ПК. «Безопасность — существенный фактор, который определяет выбор корпоративного покупателя в пользу настольного ПК, — говорит Ренат Юсупов, старший вице-президент компании Kraftway. — Более того, часть корпоративных пользователей не могут оснащать свои рабочие места мобильными компьютерами по закону. Согласно Закону “О персональных данных”, банковский сектор, медицина, сфера социальных услуг, органы безопасности, судебная отрасль и многие другие организации не могут использовать мобильные клиентские рабочие места в силу невозможности интеграции в них сертифицированных средств защиты».

В пользу настольных компьютеров говорит их более высокая эргономичность, надежность, долговечность, более удобное обслуживание. «Процент поломок у мобильных устройств значительно выше, чем у настольных ПК. Поэтому отказоустойчивость в компаниях будет обеспечиваться именно за счет настольных систем, — отмечает Сергей Эскин, президент компании Depo Computers. — В настольных системах значительно выше стандартизация, их легче обслуживать, за счет чего пользователям гарантирован более качественный и оперативный сервис».

В силу вышеупомянутых причин участники рынка считают, что мобильные компьютеры будут в большей степени распространяться среди предприятий малого и среднего бизнеса, для сотрудников которых часто важнее мобильность. В крупных же компаниях мобильные ПК вряд ли серьезно потеснят десктопы.

К тому же и сами настольные ПК меняются, в последнее время появились новые типы десктопов, удобные для многих корпоративных пользователей.

Некоторое время назад большое будущее прочили так называемым неттопам — компактным и недорогим настольным компьютерам, которые начали активно продаваться, в том числе в России, с начала позапрошлого года. Неттоп подключается к стандартным монитору и клавиатуре, при этом системный блок у него совсем маленький — он соизмерим с габаритами средней книги (20 на 20 см), а весит до 1 кг. Такой компьютер занимает мало места, при необходимости его удобно брать, например, домой. Наконец, неттоп недорого стоит — порядка 7–9 тыс. рублей (без учета монитора). Доступность этого типа ПК объясняется тем, что они, как правило, сделаны на основе простенького процессора (Intel Atom) и оснащены другими недорогими комплектующими (простой видеокартой и т. д.). Однако эта простота, судя по всему, сыграла с неттопами злую шутку: такой ПК может справиться лишь с самыми примитивными задачами — например, листать странички в интернете, редактировать тексты и т. д. Из-за ограниченности в применении неттопы пока занимают узкую нишу, их продажи не превышают 2% от всех продаж настольных ПК.

А вот популярность других настольных компьютеров — так называемых моноблоков — в последние месяцы растет. За рубежом такие компьютеры еще называют all-in-one («все в одном»). Процессорный блок у них не стоит отдельно, как в привычных настольных ПК, а крепится сзади к монитору. Такое, казалось бы, нехитрое решение оказалось очень удобным — теперь не нужно путаться в проводах и выделять дополнительное место на рабочем столе под процессорный блок. По данным ITResearch, по итогам прошлого года продажи моноблоков заняли в среднем 3% рынка, при этом налицо тенденция к росту — по итогам последнего квартала прошлого года доля моноблоков уже превышала 4%. И в текущем году она, скорее всего, будет расти.

Частное дело

Ну а предпочтения частных пользователей уже безраздельно отданы мобильным компьютерам: по оценкам, они составляют свыше 90% продаж ПК физическим лицам.

Действительно, иметь дома ноутбук удобнее, чем десктоп. Он занимает мало места, при необходимости его можно брать с собой в командировку или увозить летом на дачу. Кроме того, производительность ноутбуков сейчас не уступает мощности среднего настольного ПК. Да и цены почти сравнялись.

В секторе ноутбуков по-прежнему огромной популярностью пользуются нетбуки — недорогие компактные мобильные компьютеры. По данным ITResearch, если сегмент стандартных ноутбуков в прошлом году увеличился на 69%, то подсегмент нетбуков показал рост на 107%.

Взлет продаж нетбуков начался с момента их появления в 2008 году. Спрос на них определяется весьма доступной ценой, которая сейчас начинается с 6 тыс. рублей. «С такими ценами персональный компьютер уже перестал быть предметом, покупка которого заранее планируется, — отмечают продавцы крупных компьютерных магазинов. — Компьютер теперь покупают спонтанно: зашел в магазин, понравился нетбук, и человек купил его вместо какой-нибудь дорогой тефлоновой кастрюли или потому что цвет нетбука подошел к цвету сумочки».

Очень динамично развивается еще один новый тип персональных компьютеров — планшетные ПК. Некоторые аналитики (например, из компаний IDC и Gartner) отказываются признавать планшетники компьютерами, однако другие (например, маркетологи международных компаний Canalys и DisplaySearch) считают эти устройства компьютером, поскольку они обладают достаточной производительностью, чтобы работать с большим набором программ.

О планшетных ПК как о массовом явлении заговорили с появлением в середине прошлого года Apple iPad. «Вообще, весь рынок компьютеров начинает делиться на устройства, которые производят цифровой контент, и на те, которые нацелены лишь на его воспроизведение, — говорит Глеб Мишин из Acer. — Планшетники — это как раз мобильные компьютеры, задача которых только воспроизводить разного рода цифровую информацию. Планшетные ПК существовали и раньше, но популярность iPad связана именно с тем, что он появился в нужное время, когда распространение получили современные средства связи, прежде всего сотовая связь третьего поколения, то есть когда у мобильного пользователя появилась возможность быстро получать большие объемы цифровой информации и обмениваться ею».

И хотя пока общие продажи планшетных компьютеров на российском рынке относительно невелики (по данным аналитической компании SmartMarketing, в прошлом году в России было продано 152 тыс. планшетников), в ближайшем будущем они способны отвоевать часть рынка у нетбуков: например, компания DisplaySearch утверждает, что если в прошлом году во всем мире планшетных ПК было продано меньше, чем нетбуков, то по итогам текущего года продажи планшетников превысят продажи нетбуков в два раза и составят соответственно 52 млн против 25 млн единиц. При этом именно популярность планшетников приведет к тому, что в текущем году общие мировые продажи нетбуков снизятся на 20%.

Одновременно на рынке планшетных компьютеров, в том числе в России, стремительно исчезает доминирование продукции Apple. По данным SmartMarketing, если в третьем квартале прошлого года на долю iPad приходилось 95% продаж всех планшетников, то по итогам четвертого квартала они занимали лишь около 60% своего сегмента (а по результатам всего года их доля составила 69%, см. график 2). А если учесть, что на рынок наступают планшетные компьютеры других марок (Samsung, Acer и др.), работающие на основе операционной системы Android, то доля iPad, судя по всему, будет сокращаться и в текущем году.

Ну а что касается настольных ПК для частных пользователей, то они продаются преимущественно в виде производительных игровых компьютеров, когда сильный процессор, видеокарты и прочие мощные элементы рабочей станции уже невозможно уместить в форм-фактор ноутбука.

Одновременно довольно перспективным направлением для домашних пользователей многие называют появление так называемых медиакомплексов. Такой ПК чем-то напоминает смесь неттопа и медиаплеера. Своим размером и внешним видом он похож на DVD-плеер. Однако по сути это мощный развлекательный компьютер, к тому же оснащенный разъемами для подключения к телевизору и передачи изображения высокой четкости, выходами на многоканальный звук и проч. Привлекательна и цена таких моделей (в районе 20 тыс. рублей), соизмеримая с ценой стандартных ноутбуков.

Небрендированный бизнес

В последнее время на российском рынке идет борьба не только типов компьютеров, но и их производителей. Интрига последних лет — противостояние российских сборщиков компьютерной техники и иностранных брендов. В сегменте ноутбуков уже давно доминируют иностранные производители. По данным аналитической компании GFK, первое место здесь занимает Acer (ей принадлежат также бренды Emachines и Packard Bell, таким образом общая доля рынка составляет 28%), далее идут продажи компаний Asus, Samsung, HP (см. график 3).

В сегменте настольных ПК ситуация совсем иная. Здесь до сих пор хозяйствуют российские сборщики — отечественные компании, которые собирают десктопы различных конфигураций из импортных комплектующих. При этом почти 80% всех продаж — это компьютеры так называемой небрендированной сборки, собранные мелкими российскими компаниями (см. график 4). Участники рынка объясняют такую ситуацию тем, что мелким российским сборщикам компьютеров удается выиграть в цене часто за счет недобросовестной уплаты налогов и уклонения от уплаты таможенных пошлин на ввоз комплектующих.

«То, что мелкие российские сборщики уклоняются от уплаты налогов и таможенных сборов, — единственное разумное объяснение того, что они выигрывают по цене на компьютеры иностранных компаний, — неофициально говорит “Эксперту” представитель крупного зарубежного компьютерного бренда. — Посудите сами: в условиях глобализации крупному производителю выгоднее собирать компьютеры хотя бы потому, что, скажем, производитель процессоров дает более выгодную закупочную цену на большую партию комплектующих, чем мелкому покупателю. Потом еще эти комплектующие нужно доставить, собрать, и затраты на это у крупного производителя по элементарной логике ведения бизнеса ниже, чем у мелкосерийного производителя. А здесь получается, что последний вопреки этой логике выигрывает по затратам».

Участники рынка также указывают, что компьютеры, собранные мелкими компаниями, часто оснащаются пиратским программным обеспечением, что дополнительно приводит к снижению их цены.

Представители же крупных российских компаний, занимающихся сборкой компьютерной техники и предлагающих ее на рынке под своими марками, решительно отвергают все намеки на нечестное ведение бизнеса. В том числе с этим связан тот факт, что доля известных российских брендов на рынке настольных ПК постепенно сокращается.

Так, если по итогам 2009 года, а также в первом квартале 2010-го первое место по продажам настольных компьютеров в России занимала российская компания Depo Computers, то по результатам 2010 года, по оценкам международной компании GFК, Depo уже уступила первое место Acer, и сейчас с долей рынка в 3% Depo делит второе, третье и четвертое места с НР и с российской Irbis (см. график 4).

Наблюдатели пророчат скорое исчезновение российских брендов с рынка настольных ПК. По их мнению, это естественный процесс: во всех странах наступают глобальные игроки, вытесняя локальных сборщиков. Например, в конце 1990-х прекратила выпуск компьютеров итальянская компания Olivetti, которая не смогла выдержать конкуренции с глобальными производителями. «Локальные поставщики в России не смогут удержать рынок, они уже теряют свои позиции, — прогнозирует Зарина Камытбаева из IDC. — Причем не только из-за роста сегмента ноутбуков, где в силу высокой конкуренции уже почти не осталось отечественных марок. Как мы видим, зарубежные бренды от года к году усиливают свое присутствие и на рынке десктопов».

По мнению представителей зарубежных компаний, российские сборщики компьютерной техники, вероятно, смогут выжить, выпуская различные нишевые продукты вроде кассовых терминалов (это начала делать, в частности, компания Kraftway).

Однако сами российские производители компьютеров не согласны с тем, что их дни сочтены. По словам Рената Юсупова из Kraftway, основное преимущество российских сборщиков — гибкость и возможность подстраивать продукт под нужды конкретного клиента. Российская компания, в отличие от западной, может в короткие сроки собрать для той или иной компании компьютеры нужной конфигурации, и заказчику не нужно будет переплачивать за избыточную производительность, когда пользователю достается компьютер, мощности которого не используются в полной мере. И в ближайшее время российские сборщики ПК намерены еще активнее использовать это конкурентное оружие. 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments