Пятница этой недели в рунете будет "черной": российские и зарубежные интернет-магазины впервые обещают распродажу со скидками до 90%. "Деньги" выяснили, какие площадки сделают лучшие предложения и переживет ли эти праздники "Почта России".

На черный день

6 декабря в России пройдет "Черная пятница" — день скидок в интернет-магазинах. Начало — в 00:00 по московскому времени. Организаторы обещают в числе прочего скидки на российских площадках Ozon, "Утконос", "Л’Этуаль" и, например, Trends Brands for Friends, европейских Asos и Yoox, а также нескольких китайских сайтах. Всего — более 80 мест. Скидки — до 90%. Правда, участники уже объяснили, что самые выгодные цены установят на мелочевку. Скидки, скажем, на электронику вряд ли достигнут и 30%.

В США Black Friday устраивают сразу после Дня благодарения — так начинаются предрождественские распродажи. При этом "Черная пятница" — это праздник в физической рознице, интернет подключается через несколько дней, в "киберпонедельник".

В январе 2013 года первый в истории рунета "киберпонедельник" провела Ассоциация компаний интернет-торговли — участвовали в основном магазины электроники: Enter, "М.Видео", "Эльдорадо" и другие. В целом акция прошла успешно, по крайней мере организаторы позднее рассказали, что заказов поступило даже больше, чем накануне праздников в декабре. Внимательные покупатели, впрочем, уличили продавцов в нечестной игре. Например, на распродаже в "Эльдорадо" обнаружились стиральные машины, которые "со скидкой" стоили на несколько тысяч рублей дороже, чем несколькими днями ранее. И разумеется, почти все предложения уступали в щедрости стандартным ценникам, которые выставляют интернет-магазины, продающие "серую" технику.

Обойдется ли на этот раз без лукавства, сейчас сказать невозможно. Организаторы мероприятия — ООО "Блэк Фрайдэй" — называют себя "небольшая команда российских и австрийских предпринимателей". Управляющий директор "Блэк Фрайдэй" Алла Сущевич рассказывает, что "вся IT-разработка и креативная часть делается в России" и что на проект было потрачено менее $1 млн (70% — на рекламу акции). 6 декабря на сайте blackfriday2013.ru будут лишь показаны скидки, для совершения покупок нужно будет переходить на сайты магазинов (доставка и гарантия — тоже на непосредственных продавцах). "По сути, для интернет-ритейлера мы выступаем в роли вебмастера, площадки, на которой размещается реклама с оплатой за действие (то есть за каждую совершенную покупку.— "Деньги")",— объясняет представитель компании. "Блэк Фрайдэй" рассчитывает на 3 млн посетителей в день и средний чек в пределах 4-4,5 тыс. руб.

Главная интрига — появятся ли у интернет-магазинов, которые участвуют в акции, действительно интересные предложения, или же все сведется к тому, что "Блэк Фрайдэй" завернет в красивую упаковку уже действующие скидки. Например, на сайте Asos (один из крупнейших магазинов одежды в интернете и, возможно, самый интересный участник акции) раздел Outlet со скидками до 70% действует вообще круглый год. В компании за десять дней до старта акции "Деньгам" сообщили, что как раз сейчас ее сотрудники решают, каким будет участие. Хотя русскоязычная версия Asos появилась лишь полгода назад, сайт давно входит в десятку самых востребованных у российской аудитории интернет-магазинов. Сейчас уже 5,2% посетителей сайта, по данным alexa.com,— из России (при этом треть — из Москвы). По всему миру у Asos 7 млн постоянных покупателей. Своими конкурентами на российском рынке компания считает местных интернет-продавцов, таких как Lamoda или Wildberries.

Еще один важный участник "Черной пятницы" — итальянский магазин Yoox, который пока несколько уступает Asos по охвату российской аудитории (согласно подсчетам исследовательской компании Data Insight, Asos занимает девятую строчку, Yoox — 13-ю). О видах на "Черную пятницу" ритейлер ничего конкретного не рассказывает. За первые девять месяцев этого года "Россия была одной из основных стран в Европе, способствовавшей выручке Yoox Group, которая в целом составляет €375,9 млн",— сообщили "Деньгам" в компании, отметив, что ее стратегия на российском рынке состоит в "максимальной локализации". Это проявляется в использовании российских платежных систем (например, WebMoney) и возможности оплачивать покупки в рублях. "В марте 2013-го у нас был десятимиллионный заказ, и он был совершен клиенткой из Владивостока",— говорят в Yoox.

Один из самых интересных российских участников — Ozon, крупнейший интернет-магазин рунета. "Мы ожидаем удвоения дневного оборота товаров, которые будут участвовать в акции",— говорят в компании, чей оборот в 2012 году составил 15,27 млрд руб. (это на 73% больше, чем годом ранее). В первых пресс-релизах, которые "Блэк Фрайдэй" начала рассылать месяц назад, в числе участников также значились российские конкуренты Asos и Yoox — KupiVIP и Wildberries. Неделю назад они отказались участвовать в этой акции. Так же поступил и сайт e5.ru, интернет-представительство X5 Retail Group.

Причины не называются, в KupiVIP лишь отмечают, что в акции примет участие входящий с ней в один холдинг магазин ShopTime. Возможно, все дело в том, что на фоне предложений иностранных интернет-магазинов цены у российских продавцов выглядят так, будто указаны не российские рубли, а, например, белорусские.

При этом Wildberries, согласно данным компании Insales, занимает второе место в рунете по обороту. Компания работает почти десять лет. В отличие от большинства подобных магазинов Wildberries предоставляет возможность предварительной примерки — это главный козырь компании. 93% аудитории сайта приходится на Россию (1,5% и 1,3% — на Белоруссию и Украину соответственно).

Компания KupiVIP занимает девятое место по обороту и работает с 2008 года. Бизнес-модель — продажа одежды дорогих марок на закрытых акциях среди зарегистрированных пользователей. Компания прославилась после того, как ей удалось привлечь инвестиции в общей сложности на $124 млн от нескольких крупных мировых фондов.

Таможня задерживает добро

Рост числа покупок, совершаемых россиянами в зарубежных интернет-магазинах, по данным Data Insight, в прошлом году превысил 50%. В общем объеме интернет-покупок российских пользователей доля трансграничных составляет 16% — это если учитывать только "материальные" товары. Возглавляет список наших любимых иностранных продавцов eBay. По числу посетителей мы уступаем только жителям США и Индии. По данным за 2012 год, российские пользователи eBay совершают один заказ каждые три секунды, то есть каждый день сайт обрабатывает около 30 тыс. заказов от россиян. Оборот eBay в России в 2012 году составил $400 млн. В eBay считают, что "трансграничная торговля не мешает развиваться российской". Мол, в прошлом году, по разным оценкам, весь объем трансграничной торговли составлял 1,2-1,5 млрд руб., при этом интернет-продажи одной только бытовой техники и электроники в стране оцениваются примерно в 15 млрд.

Обсуждение темы сосуществования на российском рынке местных игроков и компаний вроде eBay или Asos в последнее время приобретает странное направление с подачи Федеральной таможенной службы, которая решила заняться улучшением доставки международной корреспонденции. Руководитель службы Андрей Бельянинов в июне этого года заявил, что повышения эффективности работы таможни и "Почты России" недостаточно. Посылок слишком много. Нужно, чтобы было меньше. Предложено и решение — обложить покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах профилактическим сбором. В конце октября Александр Дуров, исполняющий обязанности начальника Московской таможни Центрального таможенного управления, заявил, что ведомство рассматривает возможность предложить правительству ввести с 1 января 2014 года пошлины (от 1% до 10%) на все международные посылки. Если бы инициатива таможни была внедрена в этом году, бюджет получил бы более $300 млн. Это, конечно, при условии, что удорожание покупок не сказалось бы на их количестве. Сейчас пошлиной облагаются только посылки дороже €1 тыс.

Глава eBay в России Владимир Долгов предполагает, что пошлины, вероятнее всего, лоббируют российские ритейлеры, которым трудно конкурировать с гигантами интернет-коммерции.

"Дело совсем не в цене, а в выборе. Ни один офлайновый и даже онлайновый магазин не может предложить тот выбор, который сейчас есть на eBay",— сообщили "Деньгам" в компании. Максим Андрюхин, представитель компании Bay.ru (это один из крупнейших посредников, которые помогают делать покупки в магазинах, не отправляющих посылки в Россию), тоже настроен оптимистично. "При налоге до 10% выгода клиента не нивелируется, но, если ставка будет выше, можно ожидать изменений. Будут заказывать больше и дешевле. Это может создать новые проблемы с обработкой посылок",— говорит он.

Что интересно, "Почта России" с таможенниками не согласна. "Взимание платежей с каждого почтового отправления потребует или усиления контроля со стороны таможенных органов, или пересмотра процедур взимания платежей. В ряде стран эта функция отдана операторам почтовой связи, дополнительные затраты которых возмещаются из бюджета путем отчисления почтовой службе части таможенных платежей",— сообщили "Деньгам" в компании.

Модернизация до востребования

Проблема доставки покупок из-за границы, впрочем, и правда требует решения. Резко выросшее за последнее время количество интернет-заказов повлекло за собой не один почтовый сбой. В декабре 2012-го, под Новый год, случился первый масштабный затор, а самый громкий скандал разгорелся в начале апреля этого года, когда в столичных аэропортах скопилось более 500 т почты, в основном это были именно заказы российских покупателей из интернет-магазинов. Объемы входящих международных посылок во втором квартале достигли более 612 тыс. по сравнению с 498 тыс. в 2012-м.

Чтобы спасти положение, "Почта России" арендовала новые склады, увеличивала число работников, перевела службы на круглосуточный режим, направляла потоки почты из Москвы в другие города для досмотра. "Мы были впечатлены теми мерами, которые были приняты. "Почта России" за свой счет развозила нерастаможенные товары в другие города, чтобы уже там происходила растаможка. Это ускорило процесс",— замечает Максим Андрюхин из Bay.ru. Впрочем, далеко не все оценили эти усилия (те, кто ждал посылки, их просто не заметили), и последствий компании избежать не удалось: сразу после коллапса правительство приняло решение об отставке прежнего главы "Почты России".

Интернет-магазины к этим условиям уже приноровились. В Asos, например, говорят, что предновогодний почтовый коллапс затронул всех без исключения. То есть жаловаться нет смысла — все были в равных условиях. При этом компания подчеркивает, что ее сотрудники "упорно трудились, чтобы помочь всем, кого затронули проблемы почты". Еще одно преимущество в конкурентной борьбе: некоторые интернет-магазины, если посылка не пришла в срок, возвращают деньги или отправляют заказ еще раз. Другие участники рынка пытаются предложить собственные варианты доставки. Например, Bay.ru развивает проект Dostami Express — по сути, конструктор, позволяющий комбинировать службы доставки в разных странах. Но около 70% клиентов Bay.ru все равно выбирают почту. Многие, как, например, Asos, предлагают бесплатную экспресс-доставку (без участия "Почты России") при покупках на сумму от 6 тыс. руб. "Стоит признать, что "Почта России" — один самых сильных игроков на рынке, с которым компания eBay планирует активно сотрудничать",— говорят в eBay. В конце лета прошел слух, что интернет-аукцион откажется от услуг ФГУПа, но очень скоро это сообщение было опровергнуто.

"В целом в пиковый период этого года, согласно прогнозам, в Россию будет поступать до 220-250 тонн международной почты. В прошлом году пришло 130-150 тонн, но инфраструктура предприятия готова к возросшему объему",— обещает "Почта России". Верится в это, конечно, с трудом.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments