Сегодня в Старо-Татарской слободе в Казани открылся первый, как утверждают представители компании и духовенства, в России халяльный супермаркет. Несмотря на то что ассортимент этого магазина в 4 раза беднее, чем в обычном супермаркете сети, гендиректор "Бахетле" Муслима Латыпова настроена выйти на окупаемость торговой точки уже через год. Тем временем эксперты отмечают удачный выбор места, а инвестиции в магазин оценивают на уровне 80 — 100 млн. рублей. Участником давки поклонников домашней кухни, а также слушателем речей мусульманского духовенства стала корреспондент "БИЗНЕС Online".

Сегодня в Казани в Старо-Татарской слободе открылся первый, как утверждают представители компании и духовенства, в России халяльный супермаркет "Бахетле". Корреспондент "БИЗНЕС Online", прибывшая по нужному адресу на улице Тукая, на месте бывшего кинотеатра за 15 минут до открытия застала толпу народа — в основном старшее поколение из окрестных домов. Атмосфера, которую немного портил морозец, была праздничной: вход украшен воздушными шарами, лентами, громко играли татарские песни.

В 11.55 на крыльцо магазина вышли представители мусульманского духовенства и генеральный директор сети "Бахетле" Муслима Латыпова. До приветственных слов для собравшихся — а их к 12.30 стянулось уже явно больше 200 человек — были прочитаны суры из Корана. Микрофон при этом периодически переставал работать, но все отнеслись к этому с пониманием. Поздравил всех с событием заместитель муфтия ДУМ РТ Рустам хазрат Хайруллин. От имени муфтия он поздравил казанцев и вручил Латыповой благодарственное письмо и Коран от ДУМ РТ. "Вы молодец, мы это видим. Успехов вам", — сказал он.

"Я приехал на открытие из Уфы, с радостью приехал. Всем охота быть счастливыми, даже поев. Это святое дело, — рассказал муфтий Центрального духовного управления мусульман Талгат Таджуддин. — Разница в супермаркетах есть. Например, в этом "Бахетле" 400 салатов только. Надо жить и благодарить Бога. Такие, как Муслима Латыпова, достойны благодарности. Она помогает людям попасть в рай. Пусть будут чисты наши помыслы и молитвы".

Генеральный директор международного центра стандартизации и сертификации "Халяль" совета муфтиев России Айдар Газизов с улыбкой сказал, что 2 — 3 млн. мусульман, проживающих в Москве, сегодня завидуют казанцам, и выразил надежду, что халяльный супермаркет "Бахетле" откроется и в Москве. Директор музея-заповедника "Казанский Кремль" Зиля Валеева назвала событие знаковым для города. По ее мнению, весь Татарстан будет посещать данный магазин.

Председатель комитета по стандарту "Халяль" ДУМ РТ Марат Низамов сообщил, что продукция нового магазина проверялась в течение полугода. Тут слово подхватила сама Латыпова, которая рассказала, что работа велась в течение года. "Очень сложно было. Может, будут какие-то ошибки, не обессудьте, делайте замечания. На том свете тоже надо будет отчитаться, — сказала гендиректор сети. — В этом супермаркете 10 тысяч наименований, а не 40, как обычно. Это дозволенные продукты ислама и здоровая пища".

После того как прозвучали все торжественные речи и была перерезана ленточка, вся толпа, стоявшая рядом с магазином (несколько сотен человек), ринулась внутрь. Корреспондент "БИЗНЕС Online", решившая, к несчастью, одной из первых войти в супермаркет, едва не лишилась сумки и даже руки. Про оттоптанные ноги и упоминать не стоит. Активнее всех с невероятной силой и скоростью работали локтями бабушки. Впрочем, они же первыми и покидали магазин. Сама Латыпова вместе с представителями духовенства в зал не прошла, а отправилась показывать им другие отделы, остававшиеся пока закрытыми для рядовых посетителей.

На первый взгляд ассортимент халяльного супермаркета схож с обычными магазинами сети "Бахетле": фрукты, овощи, мучная продукция, пироги (от 200 рублей), большой ассортимент салатов (от 20 до 150 рублей за 100 граммов). Килограмм мяса колеблется от 200 рублей (ребра) до 2 тыс. рублей (за мраморную говяжью вырезку). Присутствует и хозяйственная продукция: шампуни, банные принадлежности и т.д. Бабушек, все так же активно сметающих всех на своем пути, немного обескуражили цены на рыбу и икру. "Икра-то (красная, за 1 кг — авт.) 3,5 тысячи стоит! Пойдем отсюда", — сказала одна из них своим подругам.

Две девушки (вероятно, студентки) Ольга и Виктория в разговоре с корреспондентом "БИЗНЕС Online" сказали, что новый магазин им понравился и что они будут в него ходить, так как живут рядом. Кстати, парковочные места у "Бахетле" пока не предусмотрены, что не совсем удобно. Валентин Григорьевич — мужчина средних лет, также остался доволен магазином и даже порадовался тому, что наконец-то хоть в одном супермаркете нет алкоголя. Хания апа — пенсионерка, сказала, что магазин очень красивый, но цены хотелось бы более доступные.

При входе в супермаркет направо ведет отдельный вход — там расположен магазин текстиля и домашней одежды Zebra Casa, небольшой киоск с мусульманской литературой и чистка-прачечная "Мистер Клин". В Zebra Casa покупателей ждут, например, женские халаты за 8,5 тыс. рублей, комплекты домашней одежды за 3,5 тыс., розовая колыбель для малыша за 53 тыс. рублей.

Чеки первых покупателей халяль-супермаркета начинались от 400 рублей и доходили до нескольких тысяч.

Латыпова к тому времени, когда, наконец, смогла побеседовать с журналистами, выглядела уже усталой, но сохраняла элегантный вид. В глаза бросались ее дорогой пиджак золотого цвета и массивные ювелирные украшения на руках.

"Это не стандартный "Бахетле". Для мусульман халяль — это уверенность в качестве продукции, ее дозволенность исламом. За тот период, который мы шли к этому проекту, своим составом мы могли бы открыть четыре-пять обычных "Бахетле". К халяль-супермаркету мы шли больше года, — рассказала она. — Было очень сложно. Было незнание дозволенности и недозволенности по канонам шариата, но мы работали совместно с комитетом по стандарту "Халяль" при ДУМ РТ и отработали весь ассортимент. Если в обычном "Бахетле" мы имеем 40 тысяч наименований продукции, то в халяль-супермаркете ассортимент в 2 -3 раза меньше".

Она отметила, что халяль — это специальное питание и плюс это здоровая пища: нет консервантов, красителей. "Ассортимент очень сужен, но это самая здоровая пища. Проблема нашего века — это аллергичные дети, и мы даем им возможность вылечиться от аллергии с помощью нашей продукции. В этом новом супермаркете около 2,5 тысяч продукции будет собственного производства. Сырье будет поступать извне — мясная продукция, птица, молочные продукты — и затем перерабатываться здесь на собственном производстве", — сообщила Латыпова.

По ее словам, на открытии посетители увидели 400 наименований — мучная продукция; 40 наименований — хлебная; горячие блюда и салаты — 400 наименований. "С комитетом согласована и работа торгового зала, и производственной зоны. Работы предстоит еще много. У нас здесь также будет ветеринарный пост, а также постоянно работающий пост комитета по стандарту "Халяль", — перечислила она.

Латыпова, отвечая на вопрос корреспондента "БИЗНЕС Online" об ориентации на население и сумме среднего чека, сказала, что компания всегда работает на потребителя. "Мы ждем любого потребителя — от пенсионера до миллионера. У нас есть продукция для всех слоев населения, на любой кошелек и вкус", — подчеркнула она.

Напомним, датой открытия первоначально называлось 20 декабря. Задержку в открытии Латыпова объяснила некоторыми техническими проблемами. Сумму инвестиций она не назвала: "Инвестиции не говорим, потому что строители еще не закончили работу. Мы завершаем приемку работ от строителей. Провели проверку, все работает, но осталось все документально сдать".

Гендиректор "Бахетле" рассказала газете "БИЗНЕС Online" о планах окупаемости и планах компании на ближайший год. "Никогда не нужно говорить "нет" будущим планам. Будущее компании — за ростом. Посмотрим, как себя поведет первый халяль-проект. По крайней мере надо, чтобы проект сам себя обслуживал, чтобы не брать в банках кредиты для выплаты зарплат, — сообщила она. — Как любой новый объект мы рассчитываем выйти на безубыточность через год. Раньше это место не было торговым, но люди где-то покупали продукты, и надо приучить их ходить сюда".

"Мы развиваемся и в Казани, и в Москве. В этом году будут новые магазины. Мы обязательно будем развиваться, потому что не хотим нарушать тот баланс, который у нас есть. На днях мы открываем учебный центр "Бахетле", потому что на рынке не хватает профессиональных кадров. На протяжении уже 15 лет мы открываем по три-четыре магазина в год", — озвучила планы Латыпова.

Эксперты "БИЗНЕС Online" оценили новый проект, уникальный как для Казани, так и для всей России.

Леонид Рахимов — директор Baby Park:

— Сумма инвестиций может колебаться в разных границах. На ремонт можно потратить от 10 до 20 тысяч рублей на квадратный метр. Плюс стоимость торгового оборудования, к тому же в "Бахетле" используются фирменный свет, серьезная система выносного холода.

Место для халяль-супермаркета нормальное. Рядом находятся четыре или пять мечетей. Это центральная позиция Старо-Татарской слободы.

Все собираются окупиться через год. Если бизнес пойдет в гору, то планы реальны. Но халяль — это больше духовная, а не коммерческая тема. Деньги делаются на алкоголе, сигаретах, а это находится совсем далеко от религии.

Махмут Фаттахов — председатель правления "Татпотребсоюза":

— Я не верю, что в новом супермаркете абсолютно вся продукция — стандарта "Халяль". Такого не может быть. А мне самому без разницы, где покупать, главное, чтобы вкусно было.

Роман Гринченко — аналитик "Инвесткафе":

— Учитывая то, что Казань является одним из центров ислама в России, можно сказать, что открытие халяльного супермаркета в данном городе является оправданным и позволит привлечь определенную аудиторию. При этом стоимость открытия такого супермаркета находится на том же уровне, что и обычного, но, учитывая специфику продукции, дает дополнительные конкурентные преимущества. Также стоит отметить, что, по данным компании, торговой площади будет 800 квадратных метров, в результате чего ассортимент в 10 тысяч наименований является достаточно приемлемым для такого супермаркета. Для сравнения: на 1 тысячу квадратных метров у сети "Перекресток" приходится 11 тысяч наименований. Между тем инвестиции в проект могли составить порядка 60 — 100 миллионов рублей. Учитывая востребованность данной продукции и средний показатель выручки ритейлерских сетей, данный проект может окупиться за 1,5 — 2 года, в зависимости от рентабельности, которую будет показывать данный магазин.

 

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments