Главный художник Москвы и заместитель председателя Москомархитектуры Татьяна Гук рассказала корреспонденту “Ъ” Сергею Соболеву, зачем чиновники приняли новые правила размещения уличных вывесок и как они реализуются на практике.
— Раньше размещение вывесок в Москве регулировалось постановлением столичного правительства №908-ПП от 21 ноября 2006 года. На каждую вывеску требовалось получить разрешение. В декабре 2012-го было принято постановление №714-ПП, в котором закреплены новые правила. И главное новшество: теперь, если вывеска соответствует правилам, разрешение на нее уже не требуется. Правильно?
— Постановление №714-ПП предлагает в рамках эксперимента понять, какой метод регулирования наиболее удачен, наиболее приближен к потребителю. У нас есть три направления: правила для 10 пилотных кварталов, архитектурно-художественные концепции для 11 центральных улиц, которые разработаны Москомархитектурой, и единые концепции оформления торговых центров.
Правила для кварталов — это попытка стандартизировать достаточно легко применимые на практике требования. Концепции — это уже более детальный подход. Их можно назвать графическими правилами. Вы их открываете и видите, что у вас есть, что может остаться, что необходимо поменять. Вы на одном листе указываете габариты вашей вывески, ее облик, согласовываете эти параметры и получаете разрешение. Наконец, торговые центры должны иметь свою концепцию, которая позволит их владельцам упорядочить размещение вывесок на фасаде.
Главная задача эксперимента — облегчить жизнь потребителю. Потому что действующая сейчас разрешительная система не то чтобы плоха, но из-за кажущейся условной сложности всегда обходится заявителем. Проще предпринимателю установить вывеску и посмотреть, что с ней будет, чем пойти и получить все необходимые бумажки. Мы идем навстречу потребителям и в качестве эксперимента предлагаем для пилотных кварталов и улиц отказаться от разрешений. Но при этом для всей остальной территории Москвы действует прежнее постановление 908-ПП. То есть для большей части города на установку вывески по-прежнему необходимо разрешение, согласованное с Москомархитектурой.
— Если я хочу повесить в Москве вывеску, условно говоря, магазина «Молоко», что я должен делать?
— Если магазин находится на улице, которая не включена в десять пилотных кварталов и если это не одиннадцать центральных улиц, для которых разработаны архитектурно-художественные концепции, то, как и раньше, за разрешением вы обращаетесь в департамент СМИ и рекламы. Отдаете туда пакет документов, определенных еще постановлением №908-ПП и в рамках межведомственного взаимодействия дизайн-проект вывески согласуется в Москомархитектуре. Получаете разрешение и устанавливаете свою вывеску.
— А если это улица, которая находится как раз в пилотном квартале?
— Департаментом СМИ и рекламы была создана комиссия с участием, разумеется, наших специалистов и специалистов ОАТИ (Объединение административно-технических инспекций.— “Ъ”), которое провело инвентаризацию всех вывесок. Прошли по улицам, посмотрели, сколько есть разрешений по тому самому постановлению №908-ПП, сколько установлено незаконных конструкций. Какие конструкции соответствуют новым правилам, какие нет. Правила достаточно простые. И тем, у кого вывески новым правилам не соответствуют, ОАТИ выдало предписание. К нам уже сейчас обращаются за разъяснениями предприниматели, которые получили такие предписания. Мы им говорим: почитайте правила и посмотрите сами, соответствуют ли ваши вывески новым требованиям или нет. Если не понятно, даем дополнительные разъяснения.
При этом в этих пилотных кварталах действует еще и правило индивидуального согласования. Мы же прекрасно понимаем, что как все люди разные, так и здания тоже разные. Поэтому, если к нам обратятся за индивидуальным согласованием, мы рассмотрим документацию и либо согласимся с ней, либо нет. Приведу пример, чтобы было понятно. В правилах говорится, что вывеска не должна располагаться выше линии второго этажа. Но мы понимаем, что может быть 2–3-этажное здание, где на первом этаже повесить вывеску не всегда удобно. Мы готовы найти оптимальное решение. Но если, к примеру, это объект культурного наследия или постройка до 1952 года, то мы скажем, что вывеска в виде лайтбокса (короб с подсветкой.— “Ъ”) тут не подходит. Мы готовы согласовать только отдельные буквы. Однозначного отказа нет, но система ограничений тем не менее выстраивается. И предпринимателю понятно, в какую сторону двигаться,— и нам понятно, на основании чего принимать решения.
— Если для вывесок в пилотных кварталах не надо получать разрешения, то как тогда решается вопрос безопасности конструкций? Если, не дай бог, эта вывеска упадет и кого-нибудь покалечит, кто тогда будет за это отвечать?
— Будет отвечать предприниматель, который разместил вывеску. В правилах написано, что безопасность обеспечивается владельцем вывески. Еще раз: мы уходим от запретительной системы. Тут все по аналогии с Жилищным и Гражданским кодексами: вы как собственник помещения несете ответственность за техническое состояние своей квартиры. Вы же не ходите и не просите дать оценку технического состояния своей квартиры. У вас потек кран — вы его чините. Порвался линолеум — вы его меняете и т. п. Здесь все точно так же: вывеска — ваша собственность. Вы за нее несете полную ответственность.
— По оценкам участников рынка, новым правилам не соответствует минимум 60% размещенных сейчас в Москве вывесок. А каков ваш вердикт?
— Соглашусь с этими цифрами. И это связано с тем, что это попытка сшить некий универсальный костюм. Сейчас мы предпринимаем попытки не исправить ошибки, а чуть скорректировать положения постановления №714-ПП, которые повысят процент соответствия.
— То есть в постановление уже готовятся поправки?
— Мы надеемся их провести в ближайшее время.
— Каковы же основные типы несоответствий?
— Например, объект находится во дворе. На фасаде дома вы повесили конструкцию. Что это? Вывеска? Нет, это уже реклама.
— Но другое постановление — №712-ПП, где прописаны правила размещения как раз рекламных конструкций,— перечисляет все допустимые в Москве форматы…
— Да, и рекламы на фасадах там нет, она запрещена. Это, пожалуй, основная масса нарушений. В центре актуальна проблема размещения вывесок на зданиях, построенных до 1952 года (разрешаются вывески только в виде отдельных букв.— “Ъ”). Также много несоответствий по допустимым параметрам — прежде всего по высоте. Значительный процент несоответствий составляет оклейка оконных проемов, когда витрина перестает быть витриной, а там размещается дополнительная информация. Часто перекрываются архитектурные элементы. Пройдите сами по городу — и вы увидите: там карниз закрыт, там колонны, тут двери порезали и т. п.
— Как много к вам уже обратилось владельцев вывесок за согласованием индивидуального дизайн-проекта?
— Немного. На данный момент мы получили на согласование всего четыре объекта. Но к нам обращаются просто за консультацией. В основном приходят не по пилотным кварталам, а по 11 центральным улицам. Наша задача сейчас — донести информацию о том, где можно увидеть подготовленную нами архитектурно-художественную концепцию по этим улицам, раскладку по каждому из домов. Вся эта информация есть на нашем сайте, она передана и в департамент культуры, и в департамент торговли, и в ОАТИ, в префектуру ЦАО.
— Для размещения вывесок на торговых центрах в пилотных кварталах нужна сначала единая концепция от собственника такого центра. Многие уже проявили такую инициативу?
— В рамках пилота у нас всего четыре торговых центра. По двум концепции уже согласована, по двум — в работе. А вне пилота согласовано уже более 60 таких концепций в этом году. Тут надо понимать, что практика по торговым центрам родилась не в декабре 2012 года. Наоборот, принятие постановления №714-ПП — это как раз логическое завершение ранее существовавшей практики по торговым центрам. Все понимают, что гораздо проще сделать один раз одну единую концепцию и потом ее по необходимости модернизировать или, скажем так, корректировать, чем ходить и согласовывать каждую вывеску.
— Опасения, что в июле в пилотных кварталах с вывесками начнется хаос, сильно преувеличены?
— На мой взгляд, преувеличены. Мы в своих стенах, в Москомархитектуре, проводили совещания по 11 центральным улицам, и к нам пришли компании, чьи магазины расположены на этих улицах, пришли многие сетевики. И все очень конструктивно настроены. Пришел ЦУМ и сказал, что он готов к сотрудничеству. Пришел «Петровский пассаж» и сказал: «Подскажите, что нам надо сделать». Банки пришли и заранее ознакомились с концепцией. Более того, каково было мое удивление, когда аптека «36,6» сама сняла свой зеленый баннер с гранитной стены на Тверской и открыла витрины.
Все устали от засилья вывесок. Это как с перетяжками. Их сняли — и все вдруг увидели, что у нас прекрасный город. У нас прекрасная перспектива Садового кольца, там просматриваются городские силуэты. Мы рассчитываем, что с вывесками эффект по силе будет если не такой же, то по крайней мере близкий.