Покупатели уже бросились закупать продовольствие на новогодний стол. Ощущение праздника и подъем покупательской активности наблюдается еще с первых чисел декабря, говорят в опрошенных GZT.RU крупных продуктовых магазинах. Пока люди в основном запасаются алкоголем и сладостями. Ритейлеры советуют тем, у кого есть возможность, купить основные необходимые для праздничного стола продукты, не дожидаясь последних трех дней декабря.
«Народу в магазинах в последние выходные было уже гораздо больше, чем в начале декабря»,— делится наблюдениями представитель сети гипермаркетов «Ашан» Мария Курносова. По ее словам, в декабре поток покупателей традиционно удваивается.
На 2–3 неделе декабря покупатели берут к новогоднему столу в основном продукты, которые имеют длительный срок хранения— сладости (конфеты, печенье), алкоголь (шампанское, вино). Ингредиенты для салатов и других обязательных составляющих новогодних угощений посетители будут покупать, главным образом, на последней неделе декабря.
«В наших магазинах все сотрудники уже работают в режиме „главный праздник в году“,— сообщила представитель „Седьмого континента“ Влада Баранова. Новогодние распродажи в сети начались 8-го декабря и продлятся до 16 января. „Но апогеем для каждого продавца, конечно же, становится 31-ое число“,— говорит Баранова.
В X5 Retail Group (сети «Пятерочка», «Перекресток», «Карусель» и «Копейка») пока не спешат рапортовать о наплыве покупателей— основной ажиотаж там ждут на последней неделе декабря.
Приноровились
Впрочем, по словам Марии Курносовой из «Ашана», покупатели уже освоились с новыми правилами продажи спиртного. Многие стараются приобрести алкоголь до установленного часа, затем относят его к себе в автомобиль и возвращаются для покупки остальных продуктов.
Не толпиться в очереди
Так или иначе, привычка делать все в последний момент, а также припозднившиеся выплаты зарплат и премий все же сделают самыми ажиотажными именно последние три дня декабря. В эти числа покупатели рискуют провести больше времени потратить на толкотню с тележками между полок и на ожидание в очереди перед кассой.
По словам Влады Барановой из «Седьмого континента», для гипермаркетов и супермаркетов, расположенных в спальных районах, идеальным временем для покупок является отрезок с раннего утра и до обеда. Но если речь идет о магазинах в центре города, то оптимальным временем посещения можно назвать период с 13–00 до 15–00 и после 00:00 часов. «Очевидно, что это не всем удобно, и задача сотрудников— обслуживать как можно эффективней и быстрее в любое время, 24 часа в стуки»,— признает представитель сети.
Во всеоружии
Торговые компании готовятся к покупательской лихорадке. Во время наплыва клиентов, как правило, работают все кассы, принимаются и дополнительные меры: крупные компании ставят у касс «паковщиков»— привлекают студентов либо подсобных рабочих, которые помогают покупателям быстрее разложить покупки в пакеты. В «Ашане», по словам Марии Курносовой, к работе подключаются сотрудники-сканировщики, которые стоят рядом с кассовым аппаратом и помогают сканировать штрих коды на продуктах из тележек покупателей, что убыстряет процесс прохождения через кассу.
Кроме того, в предпраздничные дни некоторые торговые сети увеличивают часы работы магазинов. К примеру, магазины сети «Ашан» будут закрываться не в 22.00, как обычно, а в 23.00. «Но 1 января мы не будем работать— 23 тыс. сотрудников тоже хотят отпраздновать Новый год»,— говорит представитель сети.
Также торговые сети значительно увеличивают закупки товара у поставщиков— его должно хватить на всех, тем более, что магазин имеет возможность очень неплохо заработать в ходе предновогоднего «чеса»: по оценкам экспертов, декабрь приносит ритейлерам в два раза больше выручки, чем обычно. А в последние несколько дней перед праздниками она может в целых 5–7 раз превышать выручку обычного дня.
«В предновогодний период розница работает на пике возможностей,— говорит Иван Федяков, генеральный директор отраслевого агентства „INFOLine“. По его словам, магазины могли бы зарабатывать и больше, но из-за технических ограничений они не всегда могут обслужить большое количество клиентов: не хватает персонала, касс, парковочных мест и продуктов. «Причем законодательство ограничивает ритейлеров в привлечении временного персонала на период новогоднего „чеса“,— отмечает эксперт.
Кстати, именно поэтому в предновогодний период «выигрывает» формат гипермаркетов— благодаря большому количеству касс (около 40–60 касс по сравнению с 10–20 в супермаркетах и всего лишь одной в «магазинах у дома») и наличию крупных площадей под склады. Кроме того, гипермаркеты чаще работают круглосуточно, чем другие форматы.
На новогоднем столе не экономят
На продуктах питания покупатель в новогодний период экономить не намерен, отмечают эксперты. В прошлом году, напоминает Иван Федяков, снижения объема продаж в продуктовой рознице не наблюдалось. Если у многих торговых сетей и упал «средний чек», то это произошло не из-за экономии потребителей, а из-за того, что они к концу 2009 г. сократили свой ассортимент, испугавшись кризиса и оставив на полках только низкодоходные товары.
«В этом году мы тоже не ожидаем спада: прирост в рознице за год будет не меньше 5% без учета инфляции,— говорит эксперт.— Кроме того, очень активно заработала система потребительского кредитования: только за II и III кварталы 2010 г. было компенсировано падение за 2008–2009 гг. и первую половину 2010 года. На кредиты пошло до 1 трлн рублей— в основном c их помощью покупали бытовую технику и товары длительного пользования».
Маскарадные костюмы не залеживаются
Москвичи активно покупают маскарадные наряды для новогодних вечеринок. «Число покупателей увеличилось, сезон костюмов начался, у нас сейчас много заказов»,— рассказал агентству РИА Новости сотрудник интернет-магазина, который специализируется на продаже карнавальных костюмов.
«Понятно, что сейчас большой спрос на костюмы Деда Мороза и Снегурочки. Также популярны пиратки, сказочные персонажи, ангелы. Я думаю, что большой спрос будет примерно до 28 декабря»,— отметил сотрудник другого магазина карнавальных костюмов.
Сотрудники ряда других магазинов и интернет-маркетов карнавальных костюмов также отмечают увеличение числа желающих встретить Новый год в маскарадном наряде.