Большинство производителей алкоголя не смогли после новогодних праздников вернуться к работе. Дело в том, что с 1 января в России действует новый алкогольный закон, который предписывает продавать спиртное только с акцизными марками нового образца. А взять их негде.

С 1 января вступили в силу поправки к закону “О госрегулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, которые были приняты за несколько дней до Нового года (официально опубликованы 31 декабря). Они, в частности, предписывают продавать алкоголь, снабженный акцизной маркой нового образца (старые марки можно использовать только для продукции, выпущенной до 1 января 2006 г.). Взять новые марки производителям алкоголя оказалось негде.

Начальник управления информации и внешних связей “Росспиртпрома” Дмитрий Добров рассказал “Ведомостям”, что из-за отсутствия марок работу после праздников не возобновили большинство входящих в объединение спиртзаводов и ликероводочных предприятий, включая московский “Кристалл” (на них приходится около 50% выпускаемого в стране спирта и около 30% ликероводочных изделий). А представитель группы “Русский алкоголь” (основной завод — “Топаз”) Жанна Олейник говорит, что технологические убытки от простоя входящих в группу предприятий составят около $1,5 млн в месяц. “Мы готовились к такой ситуации, и в конце декабря завод работал ударными темпами, чтобы затарить склады впрок”, — сообщила Юлия Исаева, представитель группы “Ост”, в которую входит Черноголовский завод алкогольной продукции. Это предприятие также стоит с начала года (кроме линии, разливающей водку на экспорт).

Аналогичные проблемы испытывают и менее крупные компании. По оценкам директора по развитию “Омсквинпрома” Натальи Никитиной, убытки от полумесячного простоя завода составят не меньше 70 млн руб. Замдиректора новосибирского водочного завода “Каолви” Александр Наумецкий говорит, что недополученная вследствие остановки производства прибыль уже превысила 1 млн руб. “Мы были уверены, что за первые 10 дней нового года марки будут напечатаны”, — возмущается замгендиректора Нижегородского завода шампанских вин Владимир Егоров. Его предприятие простаивает второй день.

Марки выдает Федеральная налоговая служба (ФНС). Они у нее есть — помощник гендиректора Гознака Наталья Никифорова сообщила “Ведомостям”, что объединение начало печатать новые марки еще в конце декабря: “Мы отгружаем их ФНС на ответственное хранение”. Представитель ФНС Елена Толгская объяснила, что ее служба готова выдать марки производителям. Но только после того, как Минфин утвердит нормативные акты, регулирующие порядок этой выдачи. Постановление правительства от 21 декабря 2005 г. “О маркировке алкогольной продукции федеральными марками” предписывает Минфину утвердить порядок приобретения и учета марок, правила маркировки, правила нанесения сведений об алкогольной продукции на марки и т. д. в двухнедельный срок. Однако в пресс-службе Минфина вчера не только не смогли сказать “Ведомостям”, утверждены ли необходимые документы, но и даже отвечающих за это сотрудников найти не смогли.

Не повезло и импортерам алкоголя. У них нет не только новых федеральных марок, но и специальных акцизных для импортной продукции, жалуется представитель Ассоциации европейского бизнеса в России Александр Романов. По его словам, Гознак еще даже не приступал к печати импортных марок, так как МЭРТ должен еще утвердить их образцы. “С 1 января мы больше не можем импортировать продукцию”, — жалуется Романов. “Сейчас мы используем акцизные марки старого образца для продукции, поставляемой в Россию; новых марок компания не получала”, — признался гендиректор ТД Nemiroff Александр Глусь.

У российских заводов есть запасы на складах, но их хватит лишь до конца месяца, утверждает совладелец одного из крупнейших водочных предприятий. “Если к концу месяца ясности с выдачей новых марок не появится, легальные производители начнут терять рынок”, — предупреждает Добров из “Росспиртпрома”.

Справка:

По оценкам маркетингового агентства “Бизнес Аналитика”, объем алкогольного рынка в России в 2005 г. составил $19,7 млрд (без учета слабоалкогольных коктейлей и пива), в том числе водочного – более $14 млрд. При этом оборот нелегальной водки составляет порядка $4,5–5 млрд.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar