Крупнейший производитель алкоголя в Татарстане ОАО «Татспиртпром» теряет рынки сбыта. Как стало известно „Ъ“, компания на 40% снизила продажи водки на Урале и в Сибири, где ранее ей удавалось реализовывать значительную часть своей продукции. Владелец предприятия — правительство республики – обвинило руководство компании «в пассивной позиции» и потребовало усилить экспансию в регионы РФ. Однако эксперты и участники рынка оценивают шансы «Татспиртпрома» на успех как «маловероятные».

ОАО «Татспиртпром» снижает объемы продажи алкоголя за пределами республики — по итогам полугодия на них приходится лишь 0,11% всех продаж предприятия (по итогам 2009 года — 2,78%). Начальник отдела лесоперерабатывающей, пищевой и легкой промышленности Минпромторга Татарстана Татьяна Федорова рассказала „Ъ“, что ранее 66% продаж «Татспиртпрома» за пределами республики приходились на Уральский и Сибирский федеральные округа. По информации Минпромторга Татарстана, в 2008 году «Татспиртпром» продавал на Урале 110,03 тыс. дал, в Сибири — 62,8 тыс. дал водки (во всех регионах РФ, кроме Татарстана,— 262,16 тыс. дал). В 2009 году продажи там сократились соответственно до 78,9 тыс. и 11,25 тыс. дал (149,67 тыс. дал.)

Информацию по 2010 году в министерстве не дают. Однако, как сказала Татьяна Федорова, «торговые сети там снизили объемы закупок у „Татспиртпрома“». В сентябре 2008 года ГК «Русский алкоголь» (владелец брендов «Зеленая марка», «Журавли», «Ямская») открыла в Новосибирске завод мощностью 7 млн дал водки с возможностью ее удвоения, намереваясь занять рынок от Урала до Дальнего Востока. Как писал „Ъ“, компания разослала своим дистрибуторам письма с предложением прекратить сотрудничество с другими производителями водки. По данным госпожи Федоровой, в текущем году в этих регионах «Татспиртпром» снизил продажи на 40%. «Потеряна значительная доля рынка, которую будет сложно вернуть»,— сказала она.

На совещании во вторник премьер-министр Татарстана Ильдар Халиков обвинил руководство «Татспиртпрома» «в пассивной позиции», в результате которой производства компании сейчас загружены в среднем на 38%. «Нельзя мириться с тем, что один из крупнейших в России производителей алкогольной продукции, имеющий собственные заводы, один из крупнейших в Татарстане налогоплательщиков слабо представлен на рынке России»,— сказал он.

Вчера в компании вопросы „Ъ“ оставили «без комментариев». Госпожа Федорова сказала, что «Татспиртпром» и Минпромторг Татарстана разрабатывают программу продвижения продукции компании в регионы РФ и в страны СНГ — в августе-сентябре она должна быть обсуждена на заседании Совета безопасности Татарстана. «Рабочий проект программы уже рассмотрен министерствами и ведомствами. После доработки он будет представлен совету директоров ОАО „Татспиртпром“»,— сказала она. Параметры не раскрываются.

Татьяна Федорова считает, что причиной падения объемов продаж «Татспиртпрома» за пределами республики, «вероятно, стал финансовый кризис — снизилась покупательская способность населения». Она также не исключает и «маркетинговые недоработки самого предприятия», полагая, что сбой произошел в результате реорганизации — в прошлом году компания создала отдельную коммерческую структуру «Алкоторг» для продвижения продукции на внутреннем и внешнем рынках.

Участники рынка и эксперты оценивают шансы «Татспиртпрома» на укрепление позиций на российском рынке как «маловероятные». Директор Центра исследований федеральных и региональных рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз говорит, что предприятию понадобятся «огромные средства для того, чтобы выводить на рынок федеральные бренды». При этом, по его словам, ему придется конкурировать с такими раскрученными в России водочными брендами как «Зеленая марка» и «Пять озер», у производителей которых «великолепная маркетинговая программа». По его информации, один из лидеров алкогольного рынка России — «Синэргия» — на поддержание своих брендов в 2010 году намерен потратить $70 млн. При этом вложения в бренд №1 — «Зеленую марку» — составят $50 млн. Директор ЦИФРРА считает, что «Татспиртпрому» вряд ли удастся значительно увеличить свои продажи в России — шансы слишком «маловероятные»: «Татарскую водку никто не знает, за исключением разве что „Ханской“— нужны годы, чтобы покупатель к ней привык».

О том, что «федеральная дистрибуция стоит очень дорого», говорит и директор департамента информации и внешних связей ОАО «Росспиртпром» Александр Коровка. По его словам, она оценивается в зависимости от портфеля брендов и стратегии компании. «Но так как стратегия „Татспиртпрома“ неизвестна, оценить стоимость программы компании сложно», — говорит он. При этом господин Коровка отмечает: «Татарстан долгое время был закрыт для ввозного алкоголя. Такая же ситуация наблюдается более чем в двадцати регионах России, поэтому „Татспиртпром“ имеет возможность испытать все „прелести“ регионального сепаратизма — приготовить деньги на „добровольную“ сертификацию, наклеивание марок и так далее».

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments