В связи с сокращением объемов трудовой миграции в России и проблемами на рынке труда, связанными с миграционным притоком, правительство выводит эту тему из исключительного ведения Федеральной миграционной службы и Минздрава. Белый дом создает специальную комиссию по миграционной политике при правительстве. Вчера же Совет федерации представил законопроект, регулирующий деятельность частных агентов занятости на этом рынке и наделяющий их правами на привлечение трудовых мигрантов.
Тема миграционной политики, ранее являвшаяся предметом заботы Минздрава и ФМС, выведена правительством на новый уровень. Вчера пресс-служба правительства сообщила, что на заседании президиума правительства РФ 18 мая было принято решение о создании комиссии по миграционной политике при правительстве РФ. Проект распоряжения об утверждении состава комиссии поручено внести в Белый дом самой миграционной службе. До последнего времени темы трудовой миграции решались преимущественно во взаимодействии ФМС и Минздрава, причем довольно часто концепции привлечения мигрантов на рынок труда РФ ведомств существенно расходились.
Активно заниматься реформой в области миграционной политики правительство побуждает не только возможность обострения конкуренции на рынке труда в связи с ростом безработицы, но и изменение трендов в миграционных потоках. По данным ФМС, в ноябре—декабре 2008 года работодатели уволили около 80 тыс. иностранцев, что составило около трети от общего количества уволенных иностранцев в 2008 году, а с начала 2009 года работодатели уволили уже более 100 тыс. иностранцев, в основном из строительного сектора, заявил вчера замдиректора Федеральной миграционной службы РФ Михаил Тюркин. По его словам, за четыре месяца 2009 года иностранцам оформлено 395 тыс. разрешений на работу, что на 30% меньше аналогичного периода прошлого года. Происходящее воспринимается Белым домом как повод разобраться с собственными возможностями управлять миграцией. ФМС уже объявила о подготовке «миграционного ФГУПа» для услуг по оформлению миграции.
Реформа в миграционной сфере не ограничится только административными действиями. Комитет Совета федерации по делам СНГ разработал проект закона «Об основах деятельности по оказанию услуг в сфере трудоустройства иностранных трудящихся-мигрантов», заявил вчера на парламентских слушаниях первый зампред комитета Владимир Литюшкин. Проект, как сказано в пояснительной записке к документу (есть в распоряжении “Ъ”), разработан в целях создания механизма регулирования процессов в сфере миграции и призван упорядочить деятельность негосударственного сектора на рынке.
Тема наделения агентств занятости правом привлечения трудовых мигрантов активно обсуждается с 2003 года. В миграционной службе даже написали проект такой концепции, а глава комитета Госдумы по труду и соцполитике Андрей Исаев обещал, что осенью 2008 года Госдума рассмотрит и сам законопроект, регулирующий деятельность частных агентств занятости (этого не произошло). Среди главных аргументов для принятия законопроекта в СФ — множество теневых и посреднических структур, тормозящих развитие цивилизованных отношений: объем рынка услуг по привлечению мигрантов, по оценкам разработчиков документа, достигает 30 млрд руб. Проект закона предусматривает введение лицензирования деятельности по оказанию услуг в сфере миграции. Документом впервые определяются правовой статус частных агентств занятости, права и обязанности работодателей, мигрантов, агентств занятости, формы госконтроля за деятельностью этих агентств.
В кадровых агентствах уверяют: во время кризиса услуги в сфере трудоустройства мигрантов остаются востребованными, и лицензирование рынок не беспокоит. «Те, кто недостоин этим заниматься и кто работает “всерую”, с принятием закона “отомрут”, кто занимается серьезно — получит возможность без недобросовестных конкурентов оказывать качественный сервис. Закон упорядочит отношения на этом рынке»,— убежден региональный менеджер по развитию бизнеса холдинга АНКОР Павел Куваев. Гендиректор кадровой корпорации Manpower Владимир Лазарев уверен, что принятие закона позволит агентствам занятости «занять легальные ниши на рынке труда». У него, впрочем, есть ряд замечаний к законопроекту. По его словам, работу с мигрантами можно было бы проводить и в странах пребывания, например, используя представительства в регионах. А некоторые статьи закона, по оценке господина Лазарева, противоречат действующему законодательству РФ: так, согласно тексту законопроекта, агентство может вступать в договорные отношения с мигрантами. «Законодательство не позволяет брать деньги за трудоустройство иностранных граждан»,— подчеркивает он.
Один из авторов законопроекта, председатель cовета Международной ассоциации трудовой миграции Николай Курдюмов, придерживается несколько иной точки зрения. «Рынок не готов к бесплатности этих услуг»,— заявил он. Напомним, ФГУП ФМС также ориентировано на платный сервис. По мнению господина Курдюмова, надо реализовывать законы в соответствии с российскими реалиями, а не в рамках международных норм. «России нужно создавать цивилизованный рынок, достойные условия для мигрантов, поскольку завтра кризис закончится и мы попадем в тяжелейшую ситуацию, когда Европа будет создавать более выгодные условия для них»,— полагает господин Курдюмов. А директор департамента трудовой миграции группы ОСТ Владимир Вашенцев уверен, что госрегулирование на рынке, где его сейчас не существует, в любом случае должно появиться. «Такого не должно быть: услуга востребована, есть провайдеры, операторы, а их деятельность не регламентируется»,— уверен он.