Премиальный FMCG-ритейлер «Азбука Вкуса» решил демократизировать свой винный формат. Как говорится в официальном сообщении компании, на смену сети бутиков «Коллекция вин», которую премиальный ритейлер развивал с 1998 г. пришли так называемые энотеки. В данной в настоящее время под вывеской "Энотека АВ" работают алкогольные отделы в 45 супермаркетах «Азбука Вкуса» и три отдельных магазина. Инвестиции в проект, по данным компании, составили 20 млн руб.
Причиной смены формата стало падение спроса на премиальный алкоголь в результате кризиса 2008 г. «Если до 2008 г. средний чек в наших бутиках составлял 7 000 руб, то после 5 000 руб.», — говорит Наталья Полякова, руководителя проекта. По ее словам, в «Энотеке АВ» средний чек также находится на уровне 5 000 руб, но за счет привлечения более широкой аудитории новый формат будет выигрывать в объемах продаж.
Максимальный ассортимент энотек составляет 1 428 SKU вин и крепкого алкоголя, из которых более 600 позиций являются собственным импортом «Азбуки Вкуса» (для сравнения ассортимент «Коллекции вин» составлял 900 SKU). Расширение ассортимента начало произошло, прежде всего, за счет увеличения числа позиций «по демократичным ценам». «Наш новый формат ориентирован на более широкую аудиторию, которая, в первую очередь, ценит качество вина, а не бренд», — пояснила Наталья Полякова. При этом в отличие от обычных винных супермаркетов, в энотеках, как в формате корнера, так в формате отдельного магазина, будут работать кависты (винные эксперты — прим.ред), которые будут консультировать покупателей, а также проводить дегустации и мастер-классы.
Отдельные магазины в концепции энотеки открылись на площадях, которые ранее занимали «Коллекции вин», на Кутузовском, Комсомольском и Ленинском проспектах в Москве. Еще две «Коллекции вин» на Новинском бульваре и Беговой улице были закрыты, так как не соответствовали новой концепции. Планов по открытию новых магазинов пока нет.
Оборот энотек в настоящее время составляет 12% от общего товарооборота«Азбуки Вкуса». В компании прогнозируют рост доли этого показателя в обороте в 2012 г.
Слово “энотека” в переводе с греческого означает “хранилище коллекции вин, разлитых в бутылки”. Как рассказал Игорь Сердюк, куратор проекта “Винотека.ру” в интервью Rm, этим словом называют себя итальянские винные магазинчики и рестораны. В России также встречается понятие “винотека”, которое является калькой с греческого. По словам эксперта, сейчас многие алкогольные ритейлеры, ранее работавшие в формате бутика, начинают позиционировать себя как “винотеки” или “энотеки”, что отражает изменение в структуре потребления. “Именуя себя бутиком, продавец делает упор на сегмент “премиум” и позиционирует вино как предмет роскоши; винотека же сообщает покупателю, что здесь можно найти вино на любой бюджет, и диктует отношение к вину как к пищевому продукту”, — подчеркнул эксперт.
По мнению Игоря Сердюка, рынок винных бутиков и энотек пока не достаточно насыщен, чтобы сети начали мешать друг другу. "Скорее они пока даже помогают, формируя имеидж винотеки как формата. Основными же конкурентами для нас по-прежнему являются продуктовые гипер- и супермаркеты, где совершается основная доля покупок алкоголя", — заключил он.
Полностью статью “От бутика до винотеки” читайте в Rm №3