Российский производитель вина «Фанагория», развивающий одноименную розничную сеть, начнет развивать франчайзинговое направление во второй половине 2012 г. Как рассказал Retailer.RU Илья Жуков, заместитель генерального директора по развитию компании, первые партнерские точки могут появиться в Иркутске, Норильске и Волгограде — из этих городов уже есть заявки, рассказал топ-менеджер. Условия франчайзингового соглашения и минимальные инвестиции на запуск партнерской точки Илья Жуков не назвал, сославшись на то, что франчайзинговый пакет еще до конца не утвержден, кроме того, условия договора будут обсуждаться и устанавливаться отдельно для каждого франчайзи.
«Фанагория» начала развивать розничное направление в 2010 г. На июль 2012 г. сеть насчитывает 14 точек в городах Южного федерального округа. Запуск франчайзингового направления поможет ритейлеру выйти в другие регионы. По словам Ильи Жукова, собственная розница в ближайшей перспективе будет развиваться в ЮФО. До конца 2012 г. планируется открытие шести новых объектов.
Розница «Фанагория» работает в двух форматах — алкомаркет (торговая площадь — 80 кв. м, ассортимент — 2 000 SKU) и фирменный магазин (торговая площадь — 50 кв. м, ассортимент — 1 000 SKU).
Доля напитков производства «Фанагории» в алкогольном ассортименте собственной розницы составляет 70%. Однако по мнению Игоря Сердюка, винного эксперта и куратора проекта «Винотека.ру», для франчайзингового проекта производителю придется внести в формат коррективы. «Такое соотношение допустимо, если цель производителя создать витрину для собственной продукции. Но тогда проект обречен на убыточность, и вряд ли будет привлекателен для франчайзи», — пояснил эксперт.
Именно по этой причине в России мало примеров развития винными производителями собственной розницы, отмечает Игорь Сердюк. «В Москве на Новом Арбате был монобрендовый магазин отечественного производителя вин «Мысхако», но по всей видимости точка не была достаточно эффективной, так как была впоследствии перенесена на Ленинградский проспект», — рассказал эксперт.
Гораздо больше примеров подобных проектов у дистрибуторов, которые имеют возможность представлять несколько марок. Так розничные сети развивают Simple (винотеки Grand Cru), «Марин экспресс» (сети Bon Vin и Vinissimo), «Фирма ОКВ» (сеть «Альта Вино») и др.