Главе Минпромторга Виктору Христенко и первому вице-премьеру Виктору Зубкову в целом удалось отбить атаку лоббистов агросектора на ритейловые сети. Версия законопроекта «О торговле», передающаяся в Госдуму, будет содержать минимальные ограничения на взаимоотношения поставщиков и продавцов продовольствия. Владимир Путин одобрил «компромисс» между сторонами на условиях защиты новой конструкции госрегулирования торговли в Госдуме этой осенью.

Заседание президиума правительства вчера обсудило новую версию законопроекта о госрегулировании торговли, по которому 7 июля на совещании у первого вице-премьера Виктора Зубкова был достигнут компромисс по десяти ключевым спорным пунктам законопроекта, разрабатываемого с 2005 года. Напомним, по большинству пунктов, несмотря на общее согласие, имелись «особые мнения», в основном представителей крупных компаний-агропереработчиков (ОАО «Черкизовский», отраслевые ассоциации, КБК «Звездный») и «независимых» торговых сетей, не входящих в отраслевую ритейловую ассоциацию АКОРТ. Среди «особых мнений» фигурировали самые радикальные предложения — в том числе принципиальный отказ от госрегулирования торговых наценок в оптовой торговле был снабжен таким мнением о необходимости ограничения их 25%. Последним шансом убедить правительство поменять формулу «компромисса» было именно заседание президиума 13 июля.

Версию законопроекта от 9 июля, в котором зафиксированы базовые договоренности, в Белом доме представлял глава Минпромторга Виктор Христенко. Ранее он старался не подставляться под атаки сторонников жесткого госрегулирования розничной торговли, ставшие чрезвычайно агрессивными с июня 2009 года, после появления в Госдуме альтернативного законопроекта группы единороссов — исключительно «антиритейловый» проект был поддержан большинством агролоббистов. Однако на этот раз свободу торговли министр защищал сам — презентация Виктора Христенко на президиуме правительства содержала исчерпывающую информацию практически обо всех последствиях реализации инициатив своих оппонентов с анализом выигрывающих и проигрывающих от той или иной меры. По данным “Ъ”, рассмотрение дошло и до анализа отдельных показателей крупных сетей — X5, «Магнита» и «Дикси».

При этом господин Христенко во всех пунктах презентации не отступил от основной идеи, закладываемой в законопроект: долгосрочно от ограничений в продовольственном ритейле (идеи госрегулирования непродовольственного ритейла, высказывавшиеся в Госдуме, до обсуждения не дошли вообще) не выигрывает ни одна сторона. Даже в случае с критиковавшимися Владимиром Путиным «бонусами» за вход министр, констатировав их экономический смысл (преодоление информационной асимметрии, возможность конкуренции поставщиков и т. д.), настаивал на негативных аспектах этих практик. Так, Виктор Христенко, по данным “Ъ”, впервые упоминал в презентации о том, что часть бонусов — это де-факто оплата производителям рекламы их товара. Для экономистов это не новость: выставление в торговом зале сети товара увеличивает его продажи и вне сети.
Вопрос с «бонусами», впрочем, уже был решен заранее, после того как Владимир Путин в июне обрушился на эту практику: в проекте они запрещены, за исключением «объемных бонусов» — премий продавцу за количество проданного товара. Решение правительства ограничить практику ценообразования может привести лишь к появлению новых способов конкуренции — например, в случае с отказом от «входного бонуса» и «платы за полку» к появлению института «пробной закупки» товара у производителя по сверхнизкой цене, а в целом дает преимущества низкотехнологичным продавцам и отдельным сетям. Между тем данные мониторинга Минпромторга по федеральным сетям показывают, что по всему «социальному» ассортименту (хлеб, молоко, мясо, яйца, макароны) средние цены на 5–20% ниже среднероссийских по Росстату.

Итоговый закон, который к четвергу поступит в Госдуму, будет содержать лишь незначительные ограничения на взаимоотношения сетей и поставщиков продовольствия. Тема антимонопольного регулирования из закона почти выведена, хотя часть контроля над практиками торговли передается ФАС. Антимонопольной службе рекомендовано добиваться изменений правил регулирования ритейла в рамках поправок в закон «О конкуренции». На практике это означает еще один раунд согласований идей ФАС с Минпромторгом, при том что ведомство Виктора Христенко скептически относится к популярной в ФАС идее защиты конкуренции путем дискриминации крупных федеральных сетей и скрытой поддержки региональной некрупной торговли. Единственное, что пока получила ФАС,— право штрафовать за дискриминационные практики сети и поставщиков товара в них. Глава ведомства Игорь Артемьев вчера пояснил, что ФАС откажется от оборотных штрафов в торговле и оставит в наказание лишь денежный штраф от 500 тыс. до 1  млн руб., но намерена жестко, вплоть до уголовных санкций, настаивать на исполнении торговлей своих предписаний.
В обсуждении вчера не упоминался и последний крупный спорный момент «компромисса», достигнутого под эгидой Виктора Зубкова,— 20% квоты местным агропроизводителям на полках магазинов. Пока неизвестно, будет ли данный «подарок» лоббистам регионального агропрома фигурировать в тексте проекта, который уйдет в Госдуму. Пока все победы и поражения условны: теоретически депутаты вполне могут вернуть в проект осенью 2009 года, по крайней мере, часть «антиритейловых» норм. Это возможно при молчаливой поддержке правительства. Впрочем, Владимир Путин вчера на президиуме одобрил все базовые конструкции законопроекта. Единственная дискуссия в Белом доме в рамках закона велась вокруг ограничения наценок, но в конечной версии проекта все же зафиксировано: в общем случае цены на товар в РФ будет определять продавец.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments