Коллегия Верховного суда признала Apple Watch устройством для передачи данных, что освобождает их поставщиков от уплаты пошлин, взимаемых за ввоз часов. Теперь Apple может потребовать вернуть все платежи за них с конца 2015 года. Прецедент может привести к отмене пошлин и для других производителей.
В среду экономическая коллегия Верховного суда рассмотрела кассационную жалобу российского подразделения Apple ООО "Эппл Рус" на решение московского арбитража по иску к центральному таможенному управлению Федеральной таможенной службы (ЦТУ ФТС). Коллегия отменила решения нижестоящих судов, встав на сторону Apple, требовавшей признать незаконным решение ФТС классифицировать Apple Watch как наручные часы. В ЦТУ ФТС сообщили, что еще не ознакомились с постановлением суда. В российском представительстве Apple на запрос "Коммерсанта" не ответили.
Интересы Apple в суде представляла директор PwC Legal Мария Михайлова, которая в ходе заседания пояснила, что термин "часы" используется компанией лишь в маркетинговых целях. "У Apple Watch главное предназначение — поддерживать удаленный доступ к основному устройству — iPhone или iPad, а значит, главный компонент — модуль беспроводной связи, который соединяет эти устройства",— цитирует госпожу Михайлову "Право.ру". Ранее ФТС заявляла, что классифицировала Apple Watch как наручные часы, поскольку функция отсчета времени — один из основных компонентов устройства. В PwC отказались от дальнейших комментариев.
"Эппл Рус" подала несколько исков против ФТС в начале 2016 года. Когда импорт Apple Watch в Россию только начался, таможня классифицировала их как беспроводное устройство для приема и передачи данных, но в конце 2015-го приравняла их к наручным часам, которые облагаются пошлиной в 10%. В результате розничная стоимость Apple Watch в России повысилась примерно на 15%.
Источник "Коммерсанта", знакомый с ходом разбирательства, говорит, что Apple намерена вернуть уплаченную ранее таможенную пошлину на поставки Apple Watch в Россию.
По мнению партнера практики таможенного права и внешней торговли юридической фирмы Goltsblat BLP Владимира Чикина, у компании есть все шансы на успех. "Срок возврата излишне уплаченных таможенных платежей составляет три года с момента уплаты. Apple имеет право обратиться на таможню с заявлением и определением судебной коллегии за их возвратом",— отмечает он. Если по спорным товарам должна была применяться меньшая или нулевая ставка, излишне уплаченная пошлина подлежит возврату, подтверждает руководитель практики налогового и таможенного права юридической фирмы ЮСТ Максим Ровинский.
По оценке представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники Антона Гуськова, решение Верховного суда "отображает здоровую логику". "В пользу производителей выступала и Всемирная таможенная организация, которая рекомендовала классифицировать умные часы по основному компоненту — модулю беспроводной связи",— подчеркивает он. Если таможенные платежи будут снижены, это может повлиять на розничную цену товара, допускает господин Гуськов.
Представители "Связного", "М.Видео" и "Эльдорадо" не стали комментировать решение суда и возможное снижение цен на Apple Watch. Снижение будет зависеть от того, как быстро ФТС примет новую классификацию, считает источник "Коммерсанта" на рынке. "Процесс небыстрый, так что под новую классификацию попадут умные часы, которые будут поставлять на рынок уже в следующем году, включая последние модели со слотами для сим-карт",— говорит он. Если суд в мотивировочной части решения затронет вопросы методики классификации умных часов, это может стать прецедентом для отмены пошлин и для других производителей, добавляет собеседник.
Apple Watch по итогам 2016 года стали самыми покупаемыми умными часами в России. По оценке "Связного", это устройство приобрел примерно каждый четвертый пользователь носимых гаджетов в России в 2016 году. Всего в стране, по данным ритейлера, за прошлый год продано 270 тыс. фитнес-браслетов, умных часов и трекеров. Таким образом, продажи Apple Watch могли быть в пределах 68 тыс. штук. По оценке "М.Видео", за первое полугодие 2017 года в России продано умных часов на 2,1 млрд руб. по средней цене около 24 тыс. руб.