Верховный суд разрешил возвращать подарочные сертификаты магазинов, сообщает «Ъ».

В ходе рассмотрения дела компании «Бершка СНГ», которая пыталась доказать, что карты не подлежат возврату, суд приравнял подарочные сертификаты к договору купли-продажи и указал, что «приобретение потребителем подарочной карты подтверждает внесением им аванса и права на покупку товара в будущем». «А аванс не может быть удержан продавцом», — пояснил Верховный суд.

Бизнес и юристы по разному оценили решение суда. Глава Bosco di Ciliegi Михаил Куснирович указал, что, если карта является товаром, то вернуть её можно только при наличии кассового чека. «Если человек купил подарочную карту, потом передумал дарить и вместе с чеком вернул назад, то, видимо, такой вариант возможен», — сказал он.

Но при этом он отметил, что получатель подарка, не имеющий чека, не может получить с ритейлера деньги «ни юридически, ни этически».

Ресторатор Аркадий Новиков указал, что доказать факт владения сертификатом клиенту будет непросто, так как они неименные. «По логике я согласен, что это товар, который может подлежать возврату. Наверное, в течение какого-то времени можно это сделать, например, недели или двух. Не исключено, что у нас тоже может быть такая история», — прокомментировал он.

Юристы отмечают, что, вероятно, прав в такой ситуации больше у бизнеса, нежели у покупателя, так как собственник карты — магазин, а клиент — лишь владелец. При этом у клиентов всё-таки есть возможность вернуть деньги, даже после окончания срока сертификата, указал юрист общества защиты прав потребителей «Общественный контроль» Олег Фролов.

«Подарочная карта — это всего лишь номинал денежных средств, она не является ни товаром, ни услугой, — пояснил он. — Если это подарочная карта в классическом случае, то потребитель в случае, если он отказывается от товара или не приобретает его в течение определенного времени, вправе заявить требование о возврате денег как неосновательном обогащении для продавца. Ведь товар он не приобрел, а всего лишь внес деньги на депозит».

В свою очередь, основатель сети салонов красоты «Персона» Игорь Стоянов считает, что подарочный сертификат — это услуга, проданная со скидкой в 20–30%. По его словам, если все клиенты начнут обналичивать сертификаты, бизнес просто откажется от их продажи.

«Многие салоны, особенно массажные, косметологические, работают вообще только на подарочных картах», — отметил он. По его словам, 15 лет назад клиенты использовали сертификаты лишь в 30% случаев, сейчас эта доля выросла до 80%.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первым быть в курсе главных новостей ритейла.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar
Анна
Гость

Наконец-то занялись этим вопросом.