Продукция компании "Верес" уже представлена в локальных сетях Москвы и в других регионах России: "Гипер Глобусе", "Магнолии", "Я – любимый", "Диксике" и других. Крупных федеральных сетей "Верес" пока избегает по экономическим соображениям.
Перед возвращением "Вересу" пришлось поменять этикетки: в качестве страны-производителя продуктов значится не "запрещенная" Украина, а разрешенная Белоруссия. Заказчиком выступает московское ООО "Интер КВ". Именно оно пытается вернуть "Вересу" потерянные позиции на полках российских магазинов. Правда пока, по данным Retailer.RU, компания намерена продавать всего 7-10 тыс. тонн консервов в год примерно на 1 млрд руб — меньше 1% рынка.
С 28 июля 2014 г. Россельхознадзором были введены временные ограничения на ввоз растительной продукции с Украины, в том числе соков, детского питания, фруктовых и овощных консервов. По итогам 2013 г., когда "Верес" занимал третье место среди поставщиков овощных консервов с долей 8,5%, а по ряду позиций лидировал, объем рынка оценивался в 1,1 млн тонн, что в стоимостном выражении составило 112,670 млрд руб.
Как стало известно редакции, отсутствие украинских овощных консервов в России затянулось до восьми месяцев, из-за необходимости организации производства в Белоруссии, на "Горынском агрокомбинате". Попытки начать производство в России не увенчались успехом, так как заводы были полностью заняты изготовлением брэндовых отечественных консервов. Тем временем ретейлеры были вынуждены заменять полюбившуюся покупателями, но “непатриотичную” баклажановую икру “Верес” российскими аналогами.
"Переговоры с "Вересом" начались примерно год назад, в августе 2014 г. Первые консервы были готовы в апреле текущего года, — пояснил управляющий ОАО "Горынский агрокомбинат" Василий Ковалец.
В московской торговой сети "Магнолия" подтвердили, что поставили на полки продуцию украинской компании, однако там считают, что качество овощных консервов ухудшилось. По словам представителя ретейлера, "над ним нужно еще работать".
Региональная розничная сеть "Райцентр" Нижегородской области предложений от "Вереса" не получала. Об этом рассказал коммерческий директор компании Сергей Полетко.
"У нас не было предложений от "Вереса", — сообщил он. — Мы смогли заменить их консервы продукцией "Пиканта" и других краснодарских и астраханских предприятий. По цене они ниже, а по качеству точно не хуже. Поэтому потребности в продукции "Вереса" нет. Тем более, что сейчас — конец лета, и, в любом случае, будет спад продаж консервированных овощей.
В федеральные торговые сети "Верес" возвращаться пока не собирается, так как в компании продажи через них считают затратными: приходится тратиться на ретро-бонусы, соглашаться на меньшую маржу и гарантировать высокий объем поставок.
В X5 Retail Group подтвердили, что не получали коммерческие предложения от "Вереса": "ФТС "Пятерочка" не получала предложений о возобновлении поставок продукции "Верес". Товары этого производителя были замещены аналогами российского происхождения".
В компании "Пиканта", основном конкуренте "Вереса" в досанкционные времена, признают, что украинская компания была одной из первых марок, которая активно развивалась в России в овощной консервации.
"Она сразу заняла место в сознании потребителей с удачным позиционированием "вкусно по-домашнему". На сегодняшний день ситуация сильно изменилась. В стране кризис, который меняет потребительские предпочтения и все чаще заставляет выбирать в пользу низкой цены, что в нынешних условиях колебания курса валют крайне сложно сочетать с высоким качеством. К тому же, за последний год вырос уровень патриотизма в отношении к российским товарам", — напомнили в компании "Пиканта".
Успех "Вереса" в России будет зависеть от технических возможностей и свободных мощностей предприятий, на которых украинская компания будет размещать заказы, а также цены и качества продукции.
"Для того чтобы поставлять товар в крупные сети, нужны большие объемы. Лето заканчивается, и от того, какой объем удалось произвести, будет зависеть, сколько сетей марка сможет обеспечить продукцией. Места на полке уже заняты другими производителями, и марке будет не просто заново входить в сети", — добавили в "Пиканте".
В "Пиканте” считают, что на сегодняшний день марка "Верес" не вернулась полноценно на полки крупных сетей. “Пока ее присутствие не повлияло на наши продажи", — заверил российский производитель овощных консервов.
Уход иностранных поставщиков с российского рынка сыграл на руку отечественным производителям консервированных овощей. Входящие в группу Bonduelle Groupe SA (лидер российского рынка) заводы на юге России за 2014 г. нарастили выручку более чем на 30% до 9,8 млрд руб.