До начала экономического кризиса велосипеды в России становились все более популярным спортивным снаряжением и видом транспорта. По данным исследовательской компании ABARUS Market Research, десять лет назад на тысячу россиян приходилось около 100 велосипедов, а в настоящее время их уже 170. А общее количество велосипедов в стране к сегодняшнему дню превышает 25 миллионов.
Директор по исследованиям ABARUS Market Research Вера Никольская рассказала BFM.ru следующее: «В начале 2008 года, судя по объемам ввозимой в страну продукции, Россия переживала велосипедный бум. Велоспорт и велотуризм в нашей становится все более популярным. В этой связи западные производители активно снабжали и снабжают нашу страну велосипедами известных марок — несколько лет подряд импорт превышал российское производство. На сегодняшний день он превосходит объем отечественного производства в два раза».
В 2007 году импорт составил 2,33 млн штук. Компания «Веломоторс», занимающаяся производством велосипедов, оценивает общий годовой объем рынка в 5-6 миллионов велосипедов — с учетом как ввезенных в страну, так и произведенных в России. Если за минимальную цену принять 100 долларов (столько стоит китайский велосипед) весь рынок можно минимально оценить в 500-600 млн. долларов. Однако эксперты рынка дают различные, причем более высокие оценки, что связано с тем, что российские компании предоставляют не точные данные о производстве в Росстат, а кроме того, на рынке велика доля серого импорта.
Вера Никольская рассказала, что наиболее дешевой продукцией являются велосипеды, изготовленные в странах Юго-Восточной Азии под малоизвестными китайскими и тайваньскими торговыми марками. Велосипеды, изготовленные в этих же странах, но по заказам европейских и американских фирм стоят уже дороже, причем в некоторых случаях в разы или даже на порядок.
Крупнейшими производителями велосипедов, запчастей и принадлежностей к ним являются Китай, Тайвань и Вьетнам. При этом большинство популярных брендов, выпускаемых в этих странах, принадлежат европейским и американским компаниям.
«Китайская продукция держится прочно за российский рынок и ежегодно усиливает свою долю. Наглядный пример — доля в импорте в промежуток с 2002 года по 2007. Так, в 2002 году китайской продукции было чуть более 50%, а уже в 2007 году — 94%», — рассказала Никольская.
Такая популярность азиатской продукции объясняется тем, что китайские велосипеды доступны большей части населения благодаря своим низким ценам. Основная часть поставляемых в Россию велосипедов — внедорожные и детские, кроме того, в последнее время большой популярностью пользуются горные.
Как рассказал BFM.ru директор департамента по связям с общественностью компании «Спортмастер» Сергей Агибалов, наиболее продаваемые велосипеды в стране — бюджетные модели: для детей они стоят в пределах 5 тысяч рублей, для подростков — до 10 тысяч, а горные и прогулочные велосипеды начального уровня для взрослых — до 12 тысяч. «Следует заметить, что качественные велосипеды спортивного класса продаются в чрезвычайно меньших количествах (в сотни раз) по сравнению с бюджетными велосипедами, что связано не столько с экономическими факторами, сколько с неразвитостью велоспорта и велокультуры у нас в стране».
Российские велосипеды не так популярны, как китайская и тайваньская продукция, не только в нашей стране. Они практически не вывозятся за рубеж: экспорт нашей велотехники составляет не более 5% от производства. И это несмотря на то, что с собственным производством до кризиса все было не так уж и плохо — с 2005 года российские велозаводы стали наращивать мощности и к 2007 году увеличили производство на 43,78%. А к концу 2008 года, по некоторым данным, предполагалось выпустить 1,823 млн велосипедов.
По данным компании «Веломоторс», в 2008 году ситуация на рынке велосипедов изменилась — темпы роста упали до 2-3%. Производители ожидали перенасыщения рынка и стагнации. Еще более омрачило картину то, что летом в Китае из-за укрепления юаня и подорожания металла и резины начала расти стоимость запчастей, и к 2009 году цены поднялись на 40-60% по сравнению с началом 2008-го, что не могло не сказаться на российском производстве. Сегодня сокращение объемов всего рынка велосипедов оценивается примерно в 20%.
Продавцы велосипедов говорят о серьезном снижении продаж в первом квартале 2009 года по сравнению с первыми тремя месяцами прошлого года и прогнозируют серьезное увеличение спроса на услуги мастерских.
Сергей Агибалов из «Спортмастера» рассказал BFM.ru, что в прошлом году существенно выросли продажи среднего сегмента горных велосипедов — качественных велосипедов для велопрогулок и фитнеса, а также высокого сегмента спортивных моделей. Это было связано и с улучшением благосостояния и ростом покупательской способности, а также с повышением уровня информированности потребителя о свойствах продукта. Однако в начале 2009 года все игроки рынка отметили существенный спад потребления. При этом многие компании уже осенью отреагировали на кризис уменьшением объемов импорта или сборки в России.
Безусловно, уменьшение продаж связано и с падением покупательской способности, и со значительным ростом цен на велосипеды по причине удорожания комплектующих, особенно импортируемых, на которых сказывается и падением курса рубля. «Даже при сборке велосипедов в России их стоимость напрямую зависит от курса рубля к доллару, так как все велокомпоненты импортируются, — пояснил Агибалов. — Конечно, хуже всего продаются относительно дорогие модели, на которые производители и продавцы вынуждены вводить существенные скидки уже в начале сезона. Впрочем, и на все модели нижнего и среднего сегмента также приходится корректировать цены».
Плохие продажи связаны еще и с погодным фактором — на большей территории России наблюдался очень поздний приход весны. В итоге, многие эксперты оценивают совокупное падение продаж 2–2,5 раза в денежном исчислении.
Спад продаж фиксируют и столичные магазины, и региональные. Администратор магазина «Команда» Валерий Агафонов рассказал BFM.ru, что на сегодняшний день в регионах продажи составляет примерно 30% от прошлогодних. В московском магазине пока продажи идут вверх — по сравнению с прошлым годом они прибавили 10-15%. Но здесь следует учитывать, что магазин открылся в 2008 году.
По словам менеджера магазина «Кант» Романа Подымова, пока остается стабильным только ультра-дорогой сегмент — велосипеды стоимостью свыше 100 тысяч рублей. Но такую технику покупают определенные люди, которым не очень важна цена, кроме того, таких велосипедов завозится очень немного, всего 5–6 штук в год. «До 90% проданных в этом году велосипедов — стоковые коллекции. Дисконт на них составляет 30%, — рассказал BFM.ru Подымов. — Судя по возросшим на 20% продажам аксессуаров, потребители стали просто апгрейдить и ремонтировать велосипеды. Теперь продать двухлетний велосипед хорошего уровня и купить новый, немного добавив денег, уже невозможно».