Магазины для вегетарианцев в России обслуживают примерно 1,5 млн человек. Именно столько россиян, по примерным подсчетам социологов, отказались от пищи животного происхождения в пользу растительной продукции. По данным экспертов ежегодно именно на вегетарианское питание в стране тратится до 180 млрд руб. в год — это без учета трат обычных покупателей на фрукты, овощи и прочие аналогичные товары. По сравнению с объемом рынка всех продовольственных товаров (по разным оценкам до 18 трлн руб.) цифра невелика. Причем большую часть товаров приверженцы вегетарианского образа жизни покупают все же в обычных сетевых магазинах. Но нишевые магазины говорят, что не чувствуют конкуренции и жалуются не на отсутствие покупателей, а на нехватку товаров.

Большинство вегетарианских магазинов работают в двух столицах — Москве и Петербурге. В число крупнейших игроков на рынке входят московские сети "Джаганнат", "Путь к себе", петербургская компания "Веганика", ижевская сеть магазинов здорового питания "Солнце", федеральный магазин "И-мне", у которого есть представительства в 19 городах. Часто вегетарианские магазины развиваются на базе кафе и ресторанов.

Рады всем

В ассортименте магазинов для вегетарианцев — пищевые продукты, косметика, аксессуары, витамины, спортивное питание и даже веганские корма для животных. Правда, находить достойные товары не так просто. Ретейлеры сотрудничают с зарубежными и российскими поставщиками, некоторые держат собственные производства.

"С российскими производителями мы работаем самостоятельно, импортную продукцию закупаем через дистрибуторов. Каждый раз внимательно вычитываем этикетки. В любом магазине для вегетарианцев есть список "Е", которые содержат компоненты животного происхождения. Это могут быть красители, загустители, консерванты", — рассказали в петербургской компании "Веганика".

Качество, изготовленной в России продукции, руководство торговой сети оценивают не высоко: "Главная трудность — в отсутствии российских производителей. Причем их не хватает не только в нашем Петербурге, их очень мало по всей стране. Российские производители товаров для вегетарианцев слишком молоды. Часто это совсем небольшие компании, которые не до конца понимают, каким должно быть качество продукции. Далеко не все, что делается на домашней кухне и что можно есть, можно продавать. Должны соблюдаться определенные требования безопасности, и это должно быть подтверждено документами".

В сети магазинов "Джаганнат" часть товаров производят самостоятельно, а часть закупают напрямую у других производиелей: "Мы рады всем поставщикам вегетарианской продукции, но она должна быть сертифицированной".

Комбинируют каналы поставки и в регионах. Так в ижевской сети магазинов здорового питания "Солнце" с некоторыми производителями договариваются напрямую, что-то фасуют сами. Также "Солнце" закупает небольшое количество товаров у крупных ретейлеров.

Из-за эмбарго вегетарианским магазинам пришлось отказаться от ряда продуктов, но на деятельность компаний это повлияло не сильно.

"Нам пришлось отказаться от продажи греческого сыра растительного происхождения. Сильно поднялись цены на бельгийское соевое молоко. Замену им мы искать не стали. Просто были эти продукты, а теперь не стало. Есть другие", — уточнили в "Веганике".

В московской сети "Джаганнат" также не ощутили влияние эмбарго, так как 80% представленных на прилавках товаров изготовлены в России. В другом столичном магазине, "Габрис", также продают, в основном, российские продукты. Исключение составляют пара наименований — аргановое масло и масло тмина.

"Мы уже давно работаем с российскими производителями. С кем-то напрямую, с кем-то через дистрибуторов. Качеством и ассортиментом товаров довольны. На почту поступает много предложений от производителей, но их продукты идентичны тем, что уже представлены в магазине", — сказали в "Габрисе".

В ижевской сети "Солнце" не столько из-за эмбарго, сколько из-за девальвации рубля с прилавков пропали кокосовое молоко, агар-агар, семена чиа. "Это не основные товары. К тому же их все можно заменить отечественными аналогами. Кокосовое молоко — кедровым, агар-агар — яблочным пептином, семена чиа — льном", — уточнили в компании.

Вегетарианец вегетарианцу друг

Конкурентов среди коллег продавцы товаров для вегетарианцев не боятся. Специализированных магазинов мало даже в таких городах, как Москва и Санкт-Петербург.

"Мы считаем всех друзьями. Поддерживаем специализированные магазины и кафе, создали карту скидок для вегетарианцев — Vegcard. Карта действует во многих магазинах, кафе, клубах, студиях йоги", — рассказали в московском "Джаганнате".

В Петербурге ситуация похожая, конкуренты в привычном понимании есть, но конкуренции между ними нет. Хотя они напрямую об этом стараются не говорить, основное соперничество специализированных вегетарианских магазинов ведется с обычными магазинами FMCG: они и ближе к покупателю, и товары там почти всегда дешевле. Приходится искать, чем привлечь клиентов: более широкий ассортимент, уникальные товары и особая атмосфера.

"В супермаркетах нет отделов для вегетарианцев. Что-то подобное пыталась внедрить финская сеть "К-Руока", но, насколько я знаю, это ни во что не вылилось. Есть нишевые магазины, которые специализируются на товарах для вегетарианцев, но их всего ничего. Всех мы знаем, со всеми, можно сказать, дружим", — поделились в петербургской "Веганике".

В магазине "Габрис" отметили, что конкуренция есть, но покупателей хватает на всех.

Региональные магазины для вегетарианцев о конкуренции не забывают. В сети магазинов "Солнце" рассказали, что некоторые пересечения по ассортименту есть с аптеками. Упомянул ретейлер в качестве конкурентов и крупные магазины, в которых появляются отделы здорового питания. "Не смотря на пересечения конкуренция не слишком высокая. К нам приходят целенаправленно за продуктами для здорового вегетарианского питания, и таких покупателей достаточно", — добавили в сети "Солнце".

В будущее с оптимизмом

В вегетарианских магазинах с оптимизмом смотрят в будущее, ориентируясь прежде всего на  собственный опыт.

"Бывают разные трудности, как у всех. Адекватная команда нашей компании всегда пытается с позитивом относится к любым трудностям", — заявили в сети "Джаганнат".

В "Веганике" также верят в светлое будущее для продавцов вегетарианских товаров: "Покупатели есть, рынок есть. Мы существуем с 2011 г. Каждый год продажи растут. В будущем все будет также — плюс-минус".

С позитивными прогнозами согласны и в "Габрисе", там планируют расширяться, принимать больше заказов и, возможно, открывать новые магазины.

Сеть "Солнце", которая владеет 14 магазинами в Удмуртской республике, также планирует расширяться: "Мы открываем магазины в небольших городках республики, пытаемся там выстроить бизнес. Открыли кафе для вегетарианцев, а в скором времени хотим создавать полуфабрикаты, не содержащие компоненты животного происхождения".

Статистика подтверждает прогнозы. Количество вегетарианцев по всему миру растет. Россия — не исключение. Тем более, что магазины и сами активно работают над расширением аудитории, информируя потенциальных покупателей об особенностях вегетариантства.

0 0 vote
Article Rating
Спец-2021.-В-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments