С начала года цены на товары для домашних животных выросли на 80%. При этом эксперты отрасли считают, что есть предпосылки для 100-процентного роста цен. Как отмечают аналитики из Союза предприятий зообизнеса (СПЗ), за последние 3 месяца дистрибьюторы товаров для животных подняли цены на сухие корма на 25-35%, на аксессуары по отдельным категориям рост цен составил 60%. Цены увеличиваются не только на импортные, но и на отечественные товары для животных.
"Повышение цен на питание для домашних питомцев связано с непростой экономической ситуацией в России и мире. Сегодня 90% всех кормов производится транснациональными корпорациями на заводах в России. При этом сырье, из которого получают лакомства, как раз импортное", — говорит Татьяна Колчанова, генеральный директор СПЗ.
Несомненно, сейчас у таких компаний есть определенные сложности с закупкой сырья, попавшего под эмбарго. "Транснациональные компании столкнулись с трудностями в закупке сырья. Но если вспомнить 1998 год, то там ситуация была еще хуже, многие крупные компании просто обанкротились. В нынешней ситуации остаться на плаву смогут те компании, которые изначально были стабильны в своем развитии и управлении", — комментирует Татьяна Старостина, коммерческий директор производственной компании "Чика".
В нашей стране российских производителей кормов для любимцев примерно 10%. Эксперты считают, что в ближайшее время их число не сократится. "Пока есть спрос, рынку зоотоваров не грозит сокращение. У наших производителей есть стимул развиваться и доказать, что по качеству отечественные корма не уступают заграничным. Сегодня наш производитель выигрывает по всем показателям. Если сравнивать зерновую смесь для попугаев немецкого производства и отечественного, цена на последнюю окажется в разы ниже", — уверена Татьяна Колчанова. Она также считает, что качество наших кормов ничем не хуже, а некоторых даже лучше, потому что они производятся из натурального и проверенного сырья.
"Мы повысили цены на 20% до нового года, но с января темп роста увеличился в разы. Получается, чтобы не потерять клиентов, мы не должны повышать цены, но и в убыток работать не хочется. Цены на корма для домашних грызунов и птиц, "угощения" для кроликов и крупных попугаев просто взлетели. Повышение наблюдалось на такие позиции, как ореховая, цветочная и семенная база. Прогноз о стопроцентном росте более чем реальный", — считает Татьяна Старостина. Она добавила, что не для всех этот скачок будет ощутим. Так, южным компаниям, которые ближе к зерновым базам, не придется беспокоиться о сырье, а вот северным надо будет как-то выкручиваться.
Помимо прочего, сегодня отечественные компании-производители столкнулись с "бумажной" проблемой. Большинство производителей пользуются типографиями, которые делают коробки, бумажные пакеты, мешки под корм для животных. Многие производители отдают предпочтение импортному картону, так как отечественные типографии отстают по качеству производства. "Приходится брать импортную упаковку, которая втрое дороже, зато соответствует качеству. У европейских "упаковщиков" мешки меньшего объема, просто открываются и закрываются, сделаны из хороших материалов", — говорит Татьяна Старостина.
По мнению аналитиков СПЗ, многим российским компаниям заменить импортные корма будет несложно, но вопрос не только в качестве, но и в привычках любимца. Так чем же кормить живность, когда цены на корм из импортных ингредиентов ползут вверх, а в перспективе и вовсе пропадут с прилавков? А главное — какого качества будут новые отечественные "яства"?
Сегодня питание для кошек и собак — самый популярный товар в зоомагазинах. И кажется, прошло то время, когда домашних животных кормили супами и кашами. Но так ли это на самом деле?
Эксперты уверены, что отечественный корм для попугаев, консервы для кошек и собак не хуже импортных. При этом любимца следует постепенно переводить на "новое" питание. Нужно учитывать период привыкания животного к новой пище. "Привычный корм следует заменять постепенно, животное может почувствовать себя плохо, все зависит от его пищеварительной системы. Обычно срок привыкания к новому корму как собак, так и кошек — 7-10 дней", — комментирует Ольга Стефанова, исполнительный директор компании "Четвероногий гурман".
По ее словам, если есть возможность "не переводить" животное на другой корм, то лучше этого не делать. Причем можно найти импортный корм, который оказывается дешевле нашего. "Конечно, надо знать, где его заказывать. Желательно у проверенных производителей", — говорит Ольга Стефанова.
А вот владельцы элитных пород собак и кошек, привыкшие покупать один вид корма, от него точно не откажутся, считает Татьяна Колчанова. Также состоятельные люди и средний класс будут покупать импортные корма, а вот граждане победнее и пенсионеры, скорее всего, не позволят себе таких затрат. Впрочем, уже сейчас владельцы зоомагазинов жалуются: постоянные покупатели дорогих кормов делают выбор в пользу менее затратных, а большинство и вовсе стали заходить крайне редко. По словам Татьяны Колчановой, многие стали переводить свое животное на домашнее кормление, как это было раньше, до появления в массовой продаже готовых кормов. "Несмотря на рост цен, выручка в зоомагазинах сократилась на 50%. Массовый покупатель отказался от кормов, — говорит Татьяна Колчанова. — Сейчас идет серьезная борьба за клиента, если раньше наценка на корма была 30%, то сейчас ее стараются снижать и брать оборотом, но выручки пока нет. Как долго розница будет выживать, сказать трудно".