В прошлом году в России ввели в эксплуатацию 901 800 кв. м новых торговых площадей, говорится в отчете консалтинговой компании Knight Frank.
Там отметили, что это самый высокий показатель за последние пять лет: в 2016 г. было построено 1,95 млн кв. м.
Другой консультант – Cushman & Wakefield подтверждает результат, хотя и приводит совершенно другие цифры: в прошлом году было введено 687 000 кв. м, это в 1,5 раза больше, чем в 2020 г., и в 1,2 раза – чем в 2019 г.
В Knight Frank связали рекордные цифры по вводу новой недвижимости с отложенным спросом, возникшим в период пандемии: из-за антиковидных ограничений собственники переносили открытие ряда объектов с 2020 г. на 2021 г.
В JLL добавили, что в прошлые годы вводилось мало торговых объектов в связи с постепенным насыщением рынка, что и привело к рекордным показателям в 2021 г.
Другая причина — площадь самих торговых центров. Их концепция была разработана несколько лет назад, когда были востребованы именно крупные форматы. Сейчас же строятся меньшие объекты: средняя арендопригодная площадь комплекса на стадии строительства в России составляет около 24 000 кв. м, в то время как существующие объекты имеют площадь не менее 36 000 кв. м, пояснили консультанты недвижимости.
Из 35 ТЦ, открытых в 2021 году, 18 появились в регионах, следует из отчета Knight Frank. Их общая площадь – 515 800 кв. м (+126,2% год к году). Наиболее крупные – Veer Mall (160 000 кв. м) в Екатеринбурге, «Планета» (150 000 кв. м) в Перми, «Грозный молл» (132 000 кв. м) в Грозном и «Рамус молл» (120 000 кв. м) в Нижнекамске.
В свою очередь в Москве, по данным JLL, запустились объекты куда меньшей площади – «Город Косина» на 80 000 кв. м, «Павелецкая плаза» на 33 000 кв. м и «Небо» на 32 000 кв. м. Всего за год в российской столице построили 10 торговых комплексов на 265 000 кв. м.
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.