Группа компаний Окей ждет роста продаж на 25-30 процентов в 2012 году благодаря активному наращиванию торговых площадей и покупательской активности, рассказал в интервью Рейтер генеральный директор Патрик Лонге.
"Мы планируем, по крайней мере, в ближайшие два-три года увеличивать торговые площади на 30 процентов в год, — сказал Лонге. — Основной акцент нашей деятельности — это гипермаркеты. В 2012 году мы откроем 13 гипермаркетов и несколько супермаркетов — их число еще до конца не определено, но оно будет находиться в диапазоне от 5 до 10 объектов".
Окей поставила себе цель присутствовать в 25 крупнейших городах России к 2015 году. Сейчас гипермаркеты сети работают в 17 городах. "До конца года мы откроемся в 18-м городе — в Тюмени. В следующем году мы планируем открыться еще в трех новых городах — это будут Екатеринбург, Сургут и Сочи".
Таким образом, компания в 2012 году должна присутствовать уже в 21 городе. "И к 2015 году мы должны иметь по 2-4 магазина в каждом из этих 25 крупных городов. Если мы прибавим к этому те магазины в Санкт-Петербурге и Москве, то к концу 2015 года мы должны будем иметь уже ориентировочно сто гипермаркетов плюс 50-70 супермаркетов".
"Инвестиции, которые мы вкладываем в открытие одного гипермаркета в собственности, обычно составляют около 1 миллиарда рублей", в арендованный — 350 миллионов рублей.
Рост продаж
С учетом планов 30-процентного прироста площадей в год и снижения числа новых магазинов по отношению к старым, ритейлер планирует нарастить продажи в 2012 году на 25-30 процентов по сравнению с 2011 годом. Лонге надеется, что аналогичная тенденция сохранится и в 2013 году.
В октябре 2011 года представители компании на конференц-звонке озвучивали прогноз выручки на 2011 год в 94-97 миллиардов рублей, что предполагает рост продаж на 14-17 процентов к 2010 году. Прогноз роста сопоставимых продаж на этот год составляет 6 процентов.
В четвертом квартале 2011 года Окей зафиксировал улучшение ситуации с потребительскими настроениями, говорит Лонге.
"Покупательская способность зависит от повышения зарплат. Если в следующем году, как я ожидаю, зарплаты будут расти одновременно с инфляцией, тогда и чек увеличится как минимум на тот же процент". Лонге ориентируется на 6-процентую инфляцию в 2012 году.
Риски политической нестабильности в России не велики для бизнеса Окей, считает гендиректор. "Ритейл мало затронут политикой, люди все равно потребляют. И риска, что люди перестанут питаться, нет. В краткосрочной перспективе я не вижу причин, по которой у людей стало бы меньше денег".
Прогнозы-2012
"Мы планируем оставаться в позитивной динамике по трафику, то есть увеличить его, как минимум, на 1 процент. Во всяком случае, это тенденция нашего последнего квартала. И также хотим увеличить средний чек на величину инфляции 2012 года, которую я прогнозирую на уровне 6 процентов. Поэтому рост LfL составит 7 процентов".
"Мы прогнозируем EBITDA margin в 2012 году на уровне около 8 процентов, как и в этом году. Мы думаем, что наша маржа не поднимется и, может быть, даже немного снизится, поскольку ценовая конкуренция будет возрастать… В 2013-14 годах она останется на этом же уровне в связи с тем, что будет ощущаться экономия на затратах".
"Сегодня наше развитие осуществляется за счет собственных денежных средств, в том числе нашего рабочего капитала. И за счет долга в пределах до двух EBITDA на долгосрочный период. Если ситуация на рынках станет более благоприятной, возможно, мы выпустим облигации. Пока, в любом случае, нам это и не надо".
Также ОКей не планирует выкупа или дополнительной эмиссии акций, заявил Лонге. "У нас и так немного акций обращается на рынке, всего лишь 14,47 процента от капитала, поэтому этот вопрос не стоит на повестке дня ни на сегодня, ни на завтра. Один из необходимых элементов, чтобы постараться поддержать курс акций, это поддерживать хорошую ликвидность. Поэтому мы не хотим снижать эту ликвидность".
"Органическое" развитие позволяет получать больше добавленной стоимости по сравнению со сделками слияний и поглощений, заявил Лонге.
Окей не планирует крупных сделок М&А, но может купить одну-две сети локального масштаба с небольшим количеством магазинов. "Но у нас сейчас нет конкретных целей для поглощения. Сегодня вообще не так много компаний продается. К тому же оценка стоимости компаний на сегодняшний день относительно низкая, поэтому очень мало шансов, что они захотят продать себя по невысокой цене".