Закон о потребительской корзине, принятый Госдумой в конце прошлой недели в третьем, окончательном чтении, устанавливает новую структуру потребления продуктов. 

Причем в корзине увеличена доля именно тех продуктов, которые в этом году оказывают наибольшее немонетарное влияние на рост цен, а он составил по итогам первых двух месяцев 4,1%, едва не выполнив полугодовой план. 

В новой потребительской корзине доля мяса и мясопродуктов увеличена на 22% (до 37,2 кг в год), свежих фруктов — на 31% (до 23 кг в год), молока — на 10% (до 238,2 кг в год). В то же время снижены нормы потребления хлеба, изделий из муки, круп, макарон. В среднем стоимость потребительской корзины увеличилась на 84 руб. на человека и составила 2653 руб. в месяц. Кроме того, закон предполагает, что потребительская корзина будет пересматриваться каждые пять лет: последний раз ее формировали в 1999 году. 

В то же время, по прогнозам, одним из главных факторов инфляции в 2006 году станет плодоовощная и сельскохозяйственная продукция. Так, по данным Росстата, цены на плодоовощную продукцию в феврале выросли в среднем на 12,6% (примечательно, что ФАС в конце прошлой недели объявила о начале расследования причин столь существенного роста). В целом стоимость минимального набора продуктов с начала года увеличилась на 10%. 

Однако эксперты уверены, что заметного влияния на инфляцию новая потребительская корзина не окажет. «Вопервых, у инфляции и потребительской корзины разный состав. Во-вторых, потребительская корзина имеет компенсационное значение, повышение ее составляющих — это желание государства компенсировать беднейшим людям рост цен на продукты»,— говорит ведущий эксперт Центра развития Оксана Осипова. По ее словам, на инфляцию это если и повлияет, то несущественно: цены выросли и без бедных, и то, что им добавят денег, ничего не изменит. «Инфляцией движет рост издержек и цен на топливо, которые приводят к росту цен всего остального»,— уточняет эксперт. 

Аналитик компании «Центринвест секьюритис» Полина Лазич отмечает, что по потребительской корзине рассчитываются субсидии, МРОТ, и ее увеличение повлечет за собой рост бюджетных непроцентных выплат. «Новклад в инфляцию при этом окажется совсем небольшим,— продолжает она.— Потребительская корзина — это просто схема „расхода в идеале”. Увеличение в ней доли, например, мяса вовсе не значит, что его станут потреблять больше. Находящиеся около черты бедности как ели картошку с макаронами, так и продолжат». 

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar