Чем дальше продвигается работа по созданию Таможенного союза (ТС) России, Белоруссии и Казахстана, тем больше усугубляются различия национальных законов с межгосударственными, а разные ведомства ведут союзное строительство на свой лад. По данным РБК daily, в комиссии ТС озадачены законотворчеством Федеральной таможенной службы (ФТС).
Как рассказал РБК daily источник, близкий к комиссии ТС, последние инициативы ФТС вызывают там недоумение. Речь идет о недавно опубликованном проекте закона «О таможенном регулировании». В комиссии полагают, что он противоречит законодательству союза, которое для всех трех стран с 1 июля должно стать единым. Причем разрабатывать эти законы может исключительно комиссия ТС, и никакого «своего» таможенного законодательства странам союза теперь не полагается.
По информации РБК daily, озабоченность комиссии вызывает то, что закон ФТС вводит понятия «таможенных границ» и «таможенной территории» России, хотя и внешняя граница, и таможенная территория у всех трех стран должны быть общими. Законопроект также предусматривает наличие так называемой статдекларации, и в комиссии беспокоятся, что таможенники собрались вести статистику во внутренней торговле.
В ФТС от комментариев воздерживаются. «Это всего лишь проект, который для того и опубликован, чтобы все заинтересованные стороны высказывали свои соображения», — заявили РБК daily в ведомстве.
Официально в комиссии ТС никаких претензий к закону не высказывают и подчеркивают, что о противостоянии с таможенниками речи не идет: «Есть просто разные интерпретации внутри ведомств», — говорит ответственный секретарь комиссии ТС Сергей Глазьев. Таможенные службы стран союза полагали, что будет и единый таможенный кодекс ТС (он заработает с 1 июля), и вместе с ним — национальные кодексы, то есть выстроится многоуровневая структура, а на самом деле замысел был иной.
«Проблемы есть», — признает Глазьев, однако связаны они не с разногласиями ведомств, а с син-хронизацией межгосударственного законодательства с национальными. В юрисдикцию комиссии переходят только таможенные вопросы, а остальная нормативная база (уголовная, административная и т.д.), связанная с работой таможни, остается в ведении самих стран, поэтому есть опасность получить «правовые дыры». Например, если не внести поправки в УК РФ, то «контрабанда перестанет считаться контрабандой». Нужно синхронизировать все те же понятия таможенной территории и таможенной границы, записав, что они относятся ко всему Таможенному союзу.
«Правоохранительные органы призывают не торопиться с отменой национальной таможенной территории, потому что возникнут проблемы в уголовном праве», — рассказывает Глазьев. Такие термины поначалу сохранятся во внутреннем законодательстве на переходный период, но со временем все законы будут унифицированы с единым Таможенным кодексом.