Продукты с маркировкой Bio, Eco, Organic давно стали привычным явлением в Европе. Все они проходят соответствующую сертификацию и получают специальную маркировку. В России рынок био-продуктов только зарождается и, более того, не имеет пока законодательной поддержки.

Маркировка Bio ставится на продукты питания, выращенные, собранные, переработанные, упакованные в соответствие с эко-стандартами, принятыми в Европе, соблюдение которых было проконтролировано специальной независимой государственной или частной организацией.

Так, маркировку Bio ставят в ряде Европейских стран, Америке и Канаде, потому что у них свое законодательство, по которому регулируется работа эко-ферм, выпускающих органические продукты. Например, сейчас в Европе больше 120 000 фермерских хозяйств, занимающихся органическим земледелием и животноводством. А в США покупатели тратят на био-продукцию около $22 млрд в год.

В России же законодательной базы, поддерживающей данный вопрос, пока нет. На данный момент Минсельхоз пока еще только разработал проект федерального закона о производстве и контроле органической сельскохозяйственной продукции, предусматривающий господдержку органических организаций, а также обязательную сертификацию производителей. Ожидается, что закон вступит в силу в 2015 г.

«Проект закона и Технический регламент получили ряд отрицательных отзывов экспертов. Оба документа недостаточно проработаны и по сути отражают все те же положения, предусмотренные СанПиН 2.3.2.1078-01», — сообщил Андрей Кузнецов, инспектор по органик-сертификации Экологического Союза.

По его словам, хоть соответствующие документы и разработаны, они не содержат необходимых положений о регулировании рынка органической продукции, четкого распределения ролей игроков на нём – операторов производств, сертифицирующих организаций, потребителей, их прав, обязанностей, формы предоставления информации о продукции и прочего.

Отсутствие в России госрегулирования производства био-продукции, критериев и требований к органическому производству, сподвигло Экологический Союз разработать проект российского стандарта добровольной органической сертификации «Листок жизни».

На данный момент Экологический Союз является единственным официальным представителем в России Итальянского независимого Института экологической и этической сертификации ICEA. Помимо этого с 2007 г. Экологический союз аккредитован в GEN (Всемирная Ассоциация Экомаркировки), а также входит в Международную Федерацию Экологического Сельского хозяйства IFOAM, с 2011 г. сертифицированный участник Международной программы взаимопризнания 20 ведущих экомаркировок мира GENICES. Вся сертификация отечественных производителей «Листком жизни» происходит по Европейскому биостандарту EU 834/07.

Юлия Грачева, директор Экологического союза, считает, что принятие био-закона и поддержка государства значительно облегчит жизнь потребителей.

«Гринвошинг, или «зеленое затуманивание мозгов» — серьезная проблема на сегодня для рынка органической продукции, — прокомментировала эксперт. — Многие производители вводят в заблуждение покупателей, маркируя свои товары значками «эко», «органик», «био» без достаточного на то основания. В силу большого количества различных маркировок доверие потребителей к поставщикам по-настоящему натуральных продуктов падает».

Сейчас в стране уже работают ритейлеры, предлагающие на полках своих супемаркетов био-продукты, к примеру, «Континент вкуса» (Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк), «Ашан» (Москва), «Лотос Гурман» (Петрозаводск), «О’Кей» (Санкт-Петербург) и Spar Мидл Волга. Помимо экологическичистых овощей и фруктов, выращенных естественным путем без использования химических удобрений и пестицидов, в ассортименте магазинов есть органическая бакалея. В этих сетях, как сообщили Retailer.RU в компаниях, вся био-продукция в их магазинах имеет сертификаты Европейской комиссии.

«Безусловно, цена на данную категорию товаров выше привычной, однако потребитель готов платить больше за здоровые продукты, — прокомментировала Валерия Трифонова, менеджер по контролю качества соблюдения стандарта «Лотос Гурман». — Отмечу, что аудитория эко-продуктов каждый день растет».

Помимо розничных супермаркетов, торгующих товарами с маркировкой Bio, на рынке есть также специализированные интернет-магазины.

«Все наши товары имеют соответствующую сертификацию и необходимые документы, чтобы покупатель мог убедиться, что ему продают экологическичистый продукт», — сообщила изданию Наталья Волкова, основатель интернет-магазина «Органика», предлагающего органические продукты из Германии, Италии, Англии, Испании, Америки, Канады и пр. По мнению спикера, российский рынок еще не готов к подобной продукции.

«Производить продукцию в Российский условиях по экостандартам затратно и невыгодно, так как спрос пока что слишком мал, а затраты — большие», — поделилась Наталья Волкова.

Константин Коробов, генеральный директор интернет-магазина фермерских продуктов «Бабушка», планирующий в августе 2013 г. запустить магазин фермерской и органической продукции, также считает, что в России очень сложно найти настоящий био-продукт.

«Здесь нет соответствующей технологии сертификации, существующей за рубежом. Поэтому проще возить товары из Европы, которые проверены в соответствии с требованиями Евросоюза, — прокомментировал Константин Коробов. — В России фермеры могут предоставить только справку от ветеринара, а владельцы плантаций, поставляющие фрукты и овощи, фито-сертификат».

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments