По итогам первого полугодия 2011 г. оборот российского рынка факторинга составил 347,5 млрд руб., говорится в официальном сообщении Ассоциация факторинговых компаний (АФК).
Продемонстрировав сезонный спад в первом квартале 2011 г. (158 млрд. руб.), во втором квартале оборот российского рынка факторинга вырос почти на 200 млрд руб. или на 102 % по сравнению с первым полугодием 2010 г.
Согласно полученным данным и оценкам АФК, за шесть месяцев 2011 г. факторингом воспользовались свыше 4000 компаний при расчетах с 12300 покупателями. Российские факторы профинансировали товарооборот на сумму 287 млрд руб., свыше 1,8 млн. поставок товаров и услуг осуществлялись с использованием факторинга.
Ключевыми «факторабельными» отраслями в России остаются оптовая торговля (доля в обороте 55%) и обрабатывающие производства (42%). С мнением специалистов АФК согласен и Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка».
«В отраслевой структуре никаких значительных изменений не произошло. По-прежнему наибольшую долю занимает оптовая торговля. Почти половину доли этой группы занимают компании, торгующие компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами и бытовой техникой. Примерно четвертая часть приходится на торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, и около 10% — доля непродовольственных товаров (бытовая химия, косметика, парфюмерия)», — комментирует Виктор Носов.
Пришла в движение и структура продуктового ряда российского факторинга, отмечают специалисты АФК. Доля основного продукта — факторинга с правом регресса – составила 69% (против 79,5% в первом квартале 2011 г.), доля факторинга без права регресса выросла до 24% (16%). Доля международного факторинга по-прежнему незначительна, однако количество факторов, предоставляющих этот вид услуг, увеличилось.
Региональная структура оборота российского рынка факторинга указывает на развитие экспансии факторов в Сибири и на Урале. Доля Москвы в обороте рынка за шесть месяцев 2011 г. снизилась с 64% до 55%, доли Санкт-Петербурга (12%), Центрального федерального округа (кроме столицы) (7%) и Приволжского федерального округа (5%) остались без изменений. Доля Уральского федерального округа существенно увеличилась — до 11% (+6%), не претерпели изменений по сравнению с 2010 г. доли Сибирского (4%), Южного (3%), Северо-Западного и Северо-Кавказского федеральных округов (1%). В Дальневосточном федеральном округе объем факторинговых операций незначителен (0,2 %).
Индекс конкуренции, по оценкам участников анкетирования, проведенного АФК, не изменился и составил 3,8 по 5-балльной шкале. Однако ценовая конкуренция по-прежнему остается проблемой для факторов. Большинство уже достигло нижней границы ценового предложения и дальнейших перспектив снижения стоимости услуг для клиентов не видит.
В попытках снизить остроту конкурентной борьбы, факторы впервом полугодии 2011 г. исследовали новые отрасли, внедряли индивидуальные решения для действующих клиентов, снижали требования к новым клиентам, увеличивали предложение новых продуктов (безрегрессный, реверсивный факторинг). Вместе с тем, конкуренция в сегменте малого исреднего бизнеса, а также на локальных рынках в регионах, остается низкой.
По оценке специалистов АФК, в 2011 г. оборот рынка российского факторинга может достичь 700 млрд руб. (+45% к 2010 г.). Как прогнозирует Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка», к концу текущего года можно вполне рассчитывать на 45%-ый прирост российского рынка факторинга.
«Сегодня для поддержания финансовой устойчивости предприятия и его роста бизнес предпочитает те банковские продукты, которые максимально адаптированы к своим реальным потребностям. Активно растет спрос со стороны бизнеса, которому факторинг помогает развивать рынки сбыта в удаленных от себя регионах, — комментирует Виктор Носов. — Что касается прогноза по безрегрессному факторингу, то, на мой взгляд, этот продукт обладает потенциалом 20-30%-ного прироста к концу 2011 г.». Виктор Носов, вице-президент, директор департамента факторинговых операций «Промсвязьбанка», к концу текущего года можно рассчитывать на 45%-ый прирост российского рынка факторинга.
«Сегодня для поддержания финансовой устойчивости предприятия и его роста бизнес предпочитает те банковские продукты, которые максимально адаптированы к своим реальным потребностям. Активно растет спрос со стороны бизнеса, которому факторинг помогает развивать рынки сбыта в удаленных от себя регионах, — комментирует Виктор Носов. — Что касается прогноза по безрегрессному факторингу, то, на мой взгляд, этот продукт обладает потенциалом 20-30%-ного прироста к концу 2011 г.».
По итогам первого полугодия 2011 г. конкуренции со стороны стандартных кредитных продуктов, в том числе не усилилась, по причине более четкого понимания клиентами различий между факторингом и кредитом. Спрос на кредиты остается незначительным, несмотря на «размораживание» кредитных портфелей банков.
В опросе, проведенном АФК в рамках сбора статистики рынка факторинга по итогам 1 полугодия 2011 г., факторы выделили следующие тенденции:
— большее внимание уделяется клиентской работе – привлечению, удержанию, выработке индивидуальных решений в рамках факторингового обслуживания, попыткам измерить качество оказываемых услуг;
— риск-менеджмент крупных факторов перенастроен на ускорение, унификацию и упрощение «запуска» новых клиентов, снижается количестве обязательных для предоставления лимита документов;
— факторы отмечают дальнейшее повышение грамотности клиентов (факторинг vs. кредит) и лояльности дебиторов (интерес к реверсивным схемам, увеличению отсрочки) – как в Центральной России, так и в регионах;
— региональные факторы скромнее оценивают потенциал роста рынка, при этом рассчитывают на удвоение собственных показателей. Крупные федеральные игроки более оптимистичны в прогнозах и не отделяют свои показатели от общерыночных;
— наибольший потенциал факторы видят в региональном развитии, принятии рисков сегмента МСБ, внедрении электронного документооборота (благодаря новому закону об электронной цифровой подписи).