В январе 2020 года за две недели закрылись сразу четыре сервиса по доставке еды и продуктов: Golama, «Достаевский», Superbro и Foodza. Мы опросили экспертов и участников рынка, чтобы понять, насколько закономерна такая плотность проблем в отрасли.
Golama. Сервис работал с весны 2018 года, его создали сооснователь агрегатора такси «Везёт» Евгений Львов и Андрей Толмачёв. Изначально инвестиции в проект составляли 150 млн руб., а в феврале 2019 года компания заявила о привлечении ещё 150 млн руб. от неназванного инвестора. Общие траты Golama на развитие к моменту закрытия составили около 500 млн руб.; в компании заявили, что к моменту закрытия проект был «близок к прибыльности». Закрыт «из-за нехватки средств».
«Достаевский». Петербургская сеть по доставке готовых блюд из собственных фабрик-кухонь заморозила свои сервис экспресс-доставки продуктов питания и бытовой химии «Достамаркет», а также ресторанный проект «Достаевский-экспресс». Сервис экспресс-доставки проработал всего два месяца. Компания рассчитывает вернуться на рынок после разработки новой бизнес-модели.
Superbro. Сервис срочной доставки Dostavista.Market курьерская служба Dostavista запустила в феврале 2019 года, в августе проект сменил название на Superbro. Партнёрами сервиса были «Азбука вкуса», Petshop, Hoff, «М.Видео–Эльдорадо» и другие ритейлеры. Прекращение работы в компании объяснили тем, что проект не смог достичь запланированных метрик.
Foodza. Стартап по доставке фермерских продуктов основал совладелец и бывший гендиректор онлайн-магазина KupiVip Владимир Холязников с патнерами Павлом Власовым и Дмитрием Боевым. Компания привлекла $1 млн от Mail.ru Group, американского венчурного фонда FJ Labs, фонда Игоря Рыбакова и Оскара Хартманна Larix и нескольких частных инвесторов. Проект закрыли из-за невыхода на запланированные показатели.
***
Опрошенные RETAILER.ru эксперты и участники рынка разошлись в оценке произошедшего. Так, основатель портала RETAILER.ru и магазина натуральных и низкоуглеводных продуктов питания «Спасибо, еда!» Даниил Сомов уверен, что закрытие сразу четырёх похожих сервисов за один месяц — простое совпадение. С ним согласен исполнительный директор сервиса доставки продуктов и товаров SaveTime Дмитрий Дорошенко.
«Golama и Superbro ушли по причине нехватки инвестиций — хотя имели все шансы развития на рынке. «Достаевский» и Foodza честно признали свои модели неудовлетворительными. Почему всё произошло одновременно?
Это совпадение по двум факторам. Во-первых, январь — оптимальное время с точки зрения деловой активности: в начале года либо ты выходишь на новый круг развития, заключаешь новые соглашения и партнёрства, пролонгируешь текущие, либо нет. Второе — по моему мнению, влияет возраст компании. Два года и около того — показатель для владельцев и инвесторов: пройдено достаточно, и становятся видны как ошибки, так и точки роста. Рынок интересный, растущий большими темпами, но затратный с точки зрения инфраструктуры, низкомаржинальный. Допускаю, на входе многие игроки не могли всё как следует просчитать: мало вводных, много допущений», — рассуждает Дорошенко.
В свою очередь, сооснователь сервиса доставки Broniboy Иван Труфанов утверждает, что закрытие четырёх сервисов доставки одновременно — именно закономерность, характерная для нынешнего состояния рынка.
«Главная проблема всех подобных сервисов на данный момент – отсутствие стабильной прибыли. Это связано с тем, что с одной стороны есть высокая цена привлечения пользователя, а с другой стороны высокие операционные расходы и очень низкая маржинальность. Если прикинуть экономику подобного сервиса доставки продуктов, то получится, что для стабильного заработка нужно иметь около 10 тысяч заказов в день. Насколько я знаю — текущие цифры по количеству заказов у всех сервисов значительно более скромные, а расходы на развитие очень высокие».
По мнению Труфанова, проблемы с экономикой можно закрывать, привлекая внешние инвестиции в компанию — но сейчас это сложная задача из-за присутствия крупных игроков уровня Сбербанка, которые могут долго финансировать убыточные проекты. «Выходит, что для того, чтобы получить прибыль нужно или существенно менять модель бизнеса, или быстро привлекать инвестиции, но и то, и то – сейчас является очень сложной задачей», — говорит Труфанов.
К перспективам других мелких компаний на рынке доставки собеседники RETAILER.ru отнеслись скептически. Так, Иван Труфанов уверен, что небольшие игроки смогут существовать, если решат проблему поиска собственной ниши и выстраивания в ней правильной экономики. Дмитрий Дорошенко обращает внимание на тренд к консолидации рынка и специализации участников. «Может ли небольшой игрок конкурировать по бюджетам с федеральным ритейлером? Конечно, нет. Поэтому, кроме инвестиций, надо развивать специализацию, привлекательную для клиентов.
В нашем случае, например, это доставка от 45 минут и возможность иметь доступ к нескольким магазинам в одном приложении. Мы не конкурируем с федеральными ритейлерами, в особенности с теми, кто присутствует у нас как партнер. Мы обеспечиваем им “последнюю милю” и выступаем дополнительным каналом продаж, увеличиваем лояльность конечного клиента к бренду магазина», — на примере собственного бизнеса объясняет предприниматель. Даниил Сомов также уверен, что давление рынка будет только нарастать, и «мелким игрокам будет несладко».
На вопрос о том, как изменится рынок к концу 2020 года, эксперты ответили по-разному — сошлись собеседники RETAILER.ru лишь в том, что доставка так или иначе вырастет. «Самое главное изменение, которого стоит ожидать — повышение стоимости доставки для потребителей. Эта тенденция уже началась в 2019 году. Сначала мы, а потом и другие более крупные агрегаторы ввели всегда платную доставку во всех ресторанах в некоторых городах. Я уверен, что рынок доставки будет продолжать активно расти — но вот останутся на нем только те компании, которые умеют стабильно получать прибыль», — убеждён Труфанов.
«К концу 2020 года картина сильно не изменится. Крупнейшие участники рынка нарастят долю рынка, может появятся новые операторы, которые придумают как закрепиться на рынке», — рассуждает Сомов. Он также подчеркнул, что растущий сегмент вызывает большой интерес предпринимателей.
Дорошенко уверен, что рынок вырастет «примерно втрое», и на нём появятся 1–2 новых игрока. «Рынок так называемой “последней мили” имеет свои особенности и без готовности к долгим инвестициям мелкие компании не станут на него выходить в текущем году, опыт упомянутых коллег этому подтверждение. Вместе с тем я считаю, что компании начнут оптимизировать свои бизнес-модели, выстраивать логистику, процессы так, чтобы сделать их более рентабельными и эффективными, в том числе для клиентов», — сказал предприниматель в беседе с RETAILER.ru.
Рынок доставки в 2019 году (прогноз):
• объём — более 170 млрд руб.;
• рост — на 25,3%;
• доля в обороте общественного питания — более 10%.
Алексей Максимук | RETAILER.ru
Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.