В чем особенности рынка электроники Кубани, кто выживет в кризис и чем удивил самый тонкий смартфон компании Fly рассказал читателям сайта "Деловой газеты" Роман Артеменко, руководитель южного филиала компании "Евросеть".
— В чем вы видите специфику Кубани? Что у нас по-другому? Например, может быть, кубанцы предпочитают Самсунг Нокии или наоборот.
На Кубани все построено на контрастах: люди здесь либо экономят, либо не считают денег. Третьего не дано. Популярны либо демократичные модели с разумным соотношением цены-качества, либо, наоборот – исключительно статусные бренды, независимо от их цены. Возможно, кризис внесет свои коррективы.
— Если не секрет, какой процент оборота компании в стране приходится на Краснодарский край?
— Доля ЮФО в общем рынке продаж сотовых телефонов, как и доля филиала в продажах компании — 12%. Если говорить о продажах, то здесь цифры следующие: доля смартфонов на общем рынке телефонов ЮФО в прошлом году в сравнении с 2013 годом выросла с 46% до 61 % в количественном выражении и с 81 % до 88%% в денежном. В разрезе по вендорам в количестве первое место по-прежнему занимает Samsung, с долей 22%. На рынке смартфонов ЮФО по операционным системам лидирует доля Android — 83 % в количественном и 67 % в денежном выражении.
Южный регион всегда был одним из самых сильных филиалов компании. Мы первыми из федеральных игроков в свое время пришли на Кавказ, открыв свой салон в Грозном. Высокий всплеск продаж в летний сезон также ежегодно дают наши магазины на Черноморском побережье.
— В СМИ писали, что под Новый год магазины бытовой техники и электроники пережили настоящий аншлаг, люди сметали с полок все, что есть. В "Евросети" это было заметно?
— Да, продажи выросли в разы. Но не нужно терять голову от успеха. Это пир во время чумы, если можно так сказать. Скоро все уравновесится, и люди будут менее эмоционально подходить к покупкам, взвешенно выбирая самое необходимое.
— На сколько у вас поднялись цены? "Евросеть" уже начала продавать новые партии товара?
— Мы сдерживаем рост цен до уровня прошлогодних. Понятно, что на какие-то модели цены выросли, так как цены от производителей зависят от курса валют. Некоторые из них, например, Samsung, мыслят в долгосрочной перспективе и стараются этот рост сдерживать, чтобы укрепить долю рынка. Но если телефон стоит как поддержанная машина, лучше купить машину, чем телефон.
— Как вы думаете, ждет ли ваш сегмент бизнеса кризис? Есть ли падение продаж в январе? И если есть, то на сколько процентов?
— Кризис накроет всех. Более того, он даже не начался, а вернее, он является продолжением незавершенной работы в 2008 году. Как сказал президент "Евросети" Александр Малис в недавнем интервью агентству Bloomberg, действие кризиса будет аналогично эпизоду из "Форреста Гампа": когда главный герой только начал креветочный бизнес, сначала он шел с большим трудом, но когда после шторма все другие лодки затонули, он преуспел. 2015-й будет таким штормом для российского ритейла. Останутся самые подготовленные.
Да, в январе рынок откатился назад, и это было предсказуемо: в декабре люди вкладывали деньги в технику, спасая свои сбережения. Но мы этот спад предсказывали заранее. Хотя он должен был начаться чуть раньше, но панические настроения сгладили ситуацию на некоторые время. В наших продажах январь 2015 года оказался лучше января 2014 года. Но это результат работы как с товарной матрицей, так и с ценообразованием. Сами собой продажи расти не будут, для угадывания потребительского спроса требуется ювелирная работа.
— Что "Евросеть" планирует делать в плане борьбы с конкурентами? Как вы будете выживать в условиях кризиса?
— Мы еще до кризиса готовились к нему и жили так, как если бы он наступил. Поэтому для нас ситуация не такая стрессовая, как для остальных. В период кризиса в бизнесе надо действовать быстро, четко и жестко. У "Евросеть" есть многолетний опыт ведения бизнеса в любых условиях экономики страны.
— Будете ли вы сокращать рекламный бюджет? Эксперты утверждают, что выживут те компании, которые будут активно продвигаться? и какими видами рекламы предпочитает пользоваться ваша компания?
— Реклама – это не какая-то "черная дыра" в бюджете компании. Это всегда четко просчитанный рекламный продукт, который приносит прибыль. Вот на днях сняли два новых ролика. Скоро выйдут в эфир.
— А как вы сохраняете накопления? Социологи насчитали, что у более половины россиян нет накоплений, еще какой-то процент содержит их в долларах.
— Я отношусь к большей половине россиян: стараюсь не копить деньги, а вкладывать их в интересные для себя проекты или товары. Так надежнее.
— Насколько подорожали потребительские кредиты? Ведь, насколько я знаю, поднялась ставка ЦБ и банки, естественно будут брать больший процент.
— Надо понимать, что и взять кредит теперь может не любой желающий: раньше их одобряли одному из трех обратившихся покупателей, а теперь – одному из десяти.
— Что будет драйвером роста в области ретейла смартфонов и электроники на Кубани в ближайшее время? Какие тренды наметились?
— Наметился всплеск интереса к B-брендам. Падение рубля заставило людей взглянуть на демократичные бренды, тем более что многие из них предлагают разумное соотношение цены-качества. Так что их продажи в 2015 году будут только расти. А в сегменте A-брендов, учитывая резкий скачок цен на продукцию Apple, свою долю рынка вполне может увеличить Samsung.
— На фоне всех разговоров о возможном дефолте и кризисе в России, что вы советуете предпринимателям, брать ли сейчас кредиты? Или стоит переждать? Сами часто берете кредиты? На какие нужды в последний раз брали кредит?
— Я стараюсь не брать кредиты. Не потому, что не доверяю банкам, а просто не люблю ставить себя в зависимость от каких-либо внешних ресурсов. Но брать кредит или нет — это личное дело каждого.
— Много ли у вас подчиненных? Как вы с ними общаетесь? Или ваши поручения передает кто-то другой? Вы строгий начальник?
— Я не строгий, но, надеюсь, справедливый. Все топ-менеджеры "Евросети" придерживаются схемы "партнер-партнер", а не "руководитель-подчиненный". Ко мне в кабинет без проблем может зайти любой сотрудник компании или позвонить мне на сотовый. Любой из 3000 сотрудников филиала "Южного" это прекрасно знает.
— Планируются ли в вашей компании сокращения персонала? Идет много разговоров о том, что компании будут "оптимизировать расходы".
— Надо понимать, "сокращение" и "оптимизация" — абсолютно разные понятия. Сокращение ради сокращения не даст ничего, если это не увеличивает производительность труда. Мы никогда не прекращали процесс оптимизации и не прекратим. И если мы видим, что с какой-то нагрузкой справляется всего один человек вместо трех, мы повысим ему зарплату, но уберем тех двоих. Это естественный пересмотр нагрузки, который происходит независимо от кризиса. Мы уже делали это в 2008 году, когда видели, что определенный процент рабочих мест работает "вхолостую". Любое действие компании направлено на прибыль, оно должно приносить реальные деньги. Так что у нас не произошло каких-то неожиданных событий, требующих принятия срочных действий. У нас было время ко всему подготовиться еще год назад, и сюрпризов не произошло.
— Какая ваша главная мечта?
— Я не стопроцентный романтик, поэтому отношусь к мечтам скорее как к долгосрочным планам. В разные периоды своей жизни я ставил себе какую-нибудь амбициозную цель сроком на 5-7 лет и старался делать все, чтобы к ней прийти. Для меня это не мечтания, а скорее планирование жизни. Сначала я мечтал иметь семью и детей, затем – обзавестись собственной квартирой. Теперь я мечтаю построить большой дом, в котором бы жила вся моя семья.
— Сейчас очень сильно растут цены на продукты, эксперты прогнозируют и дальнейший рост. К чему это может привести?
— Могу сказать однозначно: ни к чему, что сможет заставить людей отказаться от сотовой связи, пока не приведет. Даже если деньги будут тратиться на колбасу и хлеб, лишить себя связи, интернета никто уже не сможет. Ну, или это будет очень некомфортно. Представьте сейчас, что у вас заберут телефон. И у вас нет возможности в любой момент позвонить родственникам, например, детям. Кажется абсурдным? Откатить назад привычку общаться с использованием сотовой связи в наше время невозможно. Поэтому телефоны покупать будут. Вопрос — какие, в каком бюджете. Проще отказаться от поездки в отпуск, чем от возможности общаться с друзьями и семьей.
— Какой у вас телефон, какой планшет? Какие бренды предпочитаете?
— В разные периоды времени я покупал себе совершенно разные модели разные производителей. Сегодня у меня может быть, например, Apple, завтра Samsung или LG. В зависимости от потребностей это могут быть разные аппараты. Существует заблуждение, что чем дороже телефон, тем круче технологии. На самом деле самый дорогой аппарат может иметь совершенно примитивный функционал. Давайте я скажу, какой телефон меня по-настоящему удивил. Fly Tornado Slim- самый тонкий в мире. Держишь в руке кусок стекла, а на самом деле- это современный мини-компьютер, который еще и звонит. Такой звонок из будущего. Что касается бытовой техники, здесь я предпочитаю Samsung и Bosch.
— Какими качествами нужно обладать, чтобы стать успешным руководителем?
— Умением расставлять приоритеты и эффективно строить свою работу – делегировать, обучать людей, развивать в них самостоятельность. Это позволяет правильно распределять ресурсы и использовать их для мотивации своих сотрудников. Даже без вашего участия механизм всех бизнес-процессов должен работать как часы. Вы — настройщик. Но люди должны уметь работать и без вас. Среди личностных качеств самым главным, на мой взгляд, является высокая самоорганизованность, лидерские качества. Можно быть самым лучшим экспертом в своей области, но не обладать способностью в нужный момент повести людей за собой. И небольшой совет: хотите расти – берите на себя часть работы своего руководителя и делайте ее лучше. Не забывая о своей.
— Какой бизнес сейчас выгодно открывать молодому человеку, по вашему мнению?
— На мой взгляд, сейчас не самое лучшее время для этого. Но самые востребованные категории товаров независимо от кризиса – продуктовые и детские. Что тоже не гарантирует успех бизнесу, так как для этого надо обладать предпринимательскими навыками, чутьем и удачей. В любое время.
— Вот сейчас много говорят о развитии сетей 4 G. Но честно говоря, не совсем понятно, зачем они нужны. Вполне хватает на мой взгляд и обычных уже 3G. Как вы считаете, велика ли потребность в очень скоростном интернете? И какой % смартфонов с поддержкой стандарта продается в Евросети?
— Нужно понимать, что строительство сетей 4G в некоторых регионах страны еще не завершено. На сегодняшний день практически все современные смартфоны имеют поддержку сетей 4G, так что переход на них – лишь вопрос времени.
Биография:
Роман Артеменко родился в Астрахани в 1978 году. В 2002 году окончил Ростовский юридический институт МВД РФ.
Свою карьеру Роман начал с должности руководителя отдела дознания ОВД. Работал в компании "МВидео" более 7 лет, где вырос с менеджера секции до управляющего регионом. Руководил регионами в Сибири и на Кавказе. В 2013-2014 годах занимал должность директора дивизиона по развитию продаж компании "Кораблик" (сеть детских супермаркетов). С 2014 года возглавляет Южный филиал компании "Евросеть".
Справка о компании:
"Евросеть" – крупнейшая российская компания-ритейлер, реализующая услуги на рынках сотовой связи, мобильной электроники, портативной техники и аксессуаров, а также финансовых сервисов. Сегодня компания представлена более чем 4500 салонами, работающими в более чем 1500 городах и населенных пунктах на территории России и Республики Беларусь. По версии "Best Retail — 2010", "Евросеть" является крупнейшей непродовольственной сетью России по показателям рентабельности, EBITDA и норме чистой прибыли за 2010 год, лидером профессионального рейтинга "Репутация — 2010", обладателем премии "Абсолютный бренд 2011", "Ритейлером года в России и СНГ" в рамках V-й международной премии EMEA Channel Academy: 2013 Awards, обладателем серебряной премии Effie Awards Russia 2012, победителем премии "Права потребителей и качество обслуживания – 2013" в номинации "Розничная торговля. Салоны связи", победителем премьер-премии Retail Grand Prix 2013 в двух номинациях: "Лучший HR-проект года" и "Работодатель года в ритейле в категории электроники и коммуникаций". В 2014 году собственная торговая марка компании "Кукуруза" стала обладателем премии "Права потребителей" в категории "Розничные услуги" номинации "Финансовые услуги". В 2014 году "Евросеть" заняла первое место в номинации "Кадровая политика" VI конкурса "Лучшее предприятие для работающих мам", учрежденного Правительством Москвы. Основанная в 1997 году, сегодня компания "Евросеть" является одним из крупнейших российских работодателей с численностью сотрудников около 30 тыс. человек.