Erid: 2SDnjbw3c1g

То, как пользователь взаимодействует с компанией, сервисами или продуктами и что он при этом чувствует, называется пользовательским опытом (от англ. user experience, коротко UX). В основе этого понятия лежат представления человека о пользе, удобстве и эффективности того или иного интерфейса.

UX-исследования помогают собирать и анализировать данные о поведении пользователей, их опыте и потребностях, чтобы учитывать их и принимать взвешенные решения при создании или совершенствовании продукта, грамотно распределять ресурсы, минимизировать риски и повышать лояльность аудитории.

Виды UX-исследований

Исследования пользовательского опыта делятся на два вида: количественные и качественные.

Количественные дают измеримый результат – точные данные в цифрах. Такие UX-исследования подходят для анализа большой выборки, когда рассмотреть каждый конкретный случай становится невозможным. Например, так можно узнать, сколько пользователей покидают страницу, не нажимают на кнопку или покупают конкретный товар.

Качественные помогают понять, почему пользователь так действует. То есть вопросы будут звучать так: почему пользователи покидают страницу, не нажимают на кнопку или покупают этот товар. Результатами будут оценочные суждения, которые нельзя измерить в цифрах. Поэтому эффективнее всего использовать качественные UX-исследования на маленькой выборке.

Основные методы

Каждый вид исследования включает в себя различные методы. Можно использовать один или сразу несколько. Перечислим основные.

Количественные методы:

  • Опрос – один из самых быстрых и доступных методов для UX-анализа, который подходит для всех этапов жизни продукта, чтобы проверить гипотезы, познакомиться с целевой аудиторией или получить обратную связь.
  • Анализ метрик и поведения пользователей проводится с помощью сервисов веб-аналитики и предоставляет данные о взаимодействии пользователей с сайтом или приложением. Например, о посещении страниц или совершённых действиях. Лучше всего подходит для промежуточной версии или готового продукта, чтобы, например, выявить проблемы интерфейса.
  • A/B-тестирование позволяет сравнить эффективность исходной и альтернативной версии продукта, чтобы получить объективные данные о том, нужно ли что-то менять: цвет кнопок, размер шрифта, количество изображений и так далее.

Качественные методы:

  • Глубинное интервью подойдёт на этапе начальной разработки или добавления новых функций в готовый продукт. Проводится в виде беседы или анкетирования.
  • Наблюдение. В процессе исследователь наблюдает, как пользователь взаимодействует с продуктом и как реагирует, чтобы понять, где нужны изменения.
  • Юзабилити-тестирование. Юзабилити (от англ. usability) – показатель удобства и простоты использования сайта или приложения. Поэтому этот метод нужен для проверки прототипов или финального интерфейса. Пользователю дают типичную задачу, например, найти и заказать конкретный товар, затем получают обратную связь и анализируют его опыт.
  • Фокус-группы – это живое обсуждение темы между модератором и группой респондентов, позволяющее лучше понять пользовательские потребности.
  • Исследования в виде дневника заключаются в фиксации пользовательского опыта изо дня в день на протяжении определённого времени. Хороший вариант для сбора идей по доработке готового интерфейса.

UX-исследование – как провести

Чтобы провести исследование пользовательского опыта, сначала необходимо определить цели. Ответьте на вопросы: что вы хотите узнать или какую проблему решить. Сформулируйте гипотезы для проверки и подготовьте техническое задание.

Далее выберите метод, подходящий под задачу, этап жизни продукта, важность гипотезы и наличие ресурсов. Помните, что для большей эффективности методы можно сочетать.

Затем задайте требования к целевой аудитории и найдите респондентов.

Проведите исследование и обязательно документируйте весь процесс. В зависимости от метода, это могут быть текстовые файлы, расшифровки аудиозаписей, скриншоты и так далее.

Полученные данные необходимо проанализировать, выявить закономерности и сделать выводы. Так, например, по результатам исследования можно составить CJM (от англ. customer journey map), что дословно переводится как «карта путешествия клиента».

CJM – это визуализация пути пользователя от начала до окончания взаимодействия с продуктом. С помощью неё можно обнаружить слабые места, найти новую идею или сформулировать ещё одну гипотезу для A/B-тестирования. Всё это поможет реализовывать только то, что отвечает реальным потребностям людей, положительно влияет на их пользовательский опыт и увеличивает бизнес-метрики.

Реклама. ООО «ФЛОКТОРИ», ИНН 9709082176.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы первыми быть в курсе главных новостей ритейла.

Телега.-Контент