Во II квартале 2016 г. продажи в торговых сетях продолжали падать, но темпы падения оказались вдвое ниже, чем в начале года. На это обстоятельство обратили внимание 34% респондентов, опрошенных НИУ ВШЭ. Аналитики предположили, что за I полугодие рознице удалось оторваться от "дна". По их мнению, маневрирование ритейла между жесткими параметрами рынка, запросами потребителей и собственной рентабельностью оказалось достаточно эффективным. С рынка уходят в основном те, у кого и раньше были проблемы, считает Николай Лантух, председатель совета директоров сети "Звездный". Остальные приспосабливаются к новым экономическим условиям.

В июле руководство сети "Звездный" заявило о намерении перформатировать магазины площадью 1000-2500 кв. метров в универсамы для среднего класса, а небольшие помещения сдала в аренду X5 Retail Group. По словам г-на Лантуха, процесс завершится к 2018 г.

"Продуктовая розница на Урале всегда оставалась одной из сильнейших, но даже в мирное время ей было непросто конкурировать с федералами, — рассуждает г-н Лантух. — А сейчас на дворе кризис — успешные ритейлеры стали середняками, середняки обеднели, а на тех, у кого и раньше были проблемы, можно ставить крест. За последние годы с местного рынка ушло несколько компаний. У многих и сегодня большие проблемы — мы постоянно слышим, что кого-то объявили банкротом. Отсюда вопрос — что делать дальше?".

— Как вы на него отвечаете?

— Конкуренция очень большая, но в ближайшие годы гайки закрутятся еще сильнее. На рынке останутся только крупные федеральные сети, и местные игроки, которые выстояли в борьбе с ними. Кто из региональных сетей сегодня в активе? "Монетку" не считаем — она уже федеральная (ну, полуфедеральная). По сути, крепко стоят на ногах, влияют на рынок и свободны от внутренних проблем только "Звездный" и "Кировский". Кого еще можно вспомнить?

— Торговые сети "Елисей" и "Семь ключей".

— "Елисей" — хорошая сеть, ее модель бизнеса похожа на ту, к которой пришел "Звездный". Но проблемы у них с нами общие — работаем в одном городе. Сколько магазинов осталось под маркой "Семь ключей", трудно сказать — фактически их нет на рынке.

— Погоду на рынке делают дискаунтеры?

— В кризис это один из самых востребованных форматов. Но в ассортименте федеральных дискаунтеров всего несколько тысяч наименований. Значит, круг производителей, которые могут поставить свой продукт на полку, ограничен. Но покупателям хочется разнообразия. В Латвии, например, торговые сети продают большие объемы крафтового пива. Там много мелких производителей, закрывающих эту нишу, потому что люди не хотят покупать одно и то же. Помочь им в этом могут только региональные сети.

— Чем, помимо ассортимента, будет отличаться новый формат "Звездного"?

— Сейчас все, начиная с федеральных сетей, занимаются собственным производством хлеба, салатов, мясных блюд. В магазинах, рассчитанных на массового потребителя, это один из источников дохода, а в "Звездном", каким мы его намерены сделать, производство станет дополнительной услугой. Мы хотим, чтобы за этим продуктом они приходили не потому что он дешевый, а потому что мы сделаем его лучшим. "Звездный" не станет бороться со СМАКовским батоном за 25 руб. Мы хотим, чтобы  хлеб выпекался по отдельному графику и всякий раз к приходу покупателей был свежим. Он не будет стоить 150 руб., но не будет и 25 руб.

— Поправки депутата Госдумы Ирины Яровой к закону о торговле призваны защитить местных ритейлеров. Вас это обнадеживает?

— От поправок Яровой пострадают все участники рынка, и конечному потребителю тоже не будет никакой пользы. Это популистский закон, поддерживающий мнение, что в росте цен виноваты злобные торгаши. Но сегодня почти вся розница в кризисе. С одной стороны, покупатели начали серьезно экономить на всем, в том числе, на еде, с другой — заметно усилилась конкуренция. Плюс закон о розничной торговле, пытающийся переместить центр прибыли от розницы к производителю. Благодаря таким действиям государства выживут только крупные сети, которые нашли модель, эффективную в условиях низкомаржинального рынка. Но это значит, что в долгосрочной перспективе потребители проиграют — им оставят ограниченную возможность выбора.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments